Friday, May 6, 2016

Мое увлечение чаями элитными прогрессирует. Приобрел себе еще чугунный чайник эмалированный здесь в американском чайном магазине. Это новодел, полагаю что изобретение именно американское, которым очень понравились японские чугунные чайники чисто внешне, но то что они для кипятка только, то что без особого ухода ржавеют моментально и так далее не понравилось... Так что американцы заказали у японцев чайники чугунные но не для кипятка, а для заварки, и эмалированные внутри... Такое вот пренебрежение вековыми традициями и прочее...

Однако... несмотря на пренебрежение традициями, получился весьма неплохой результат, по крайней мере для меня. Я ленивый и потому, кипятить воду в одном чайнике,заваривать в другом, для меня слишком хлопотно. Я ставлю чайник чугунный прямо на плиту и разогрев в нем воду, просто бросаю туда заварку... Потом пью это не разбавляя. Таким образом количество операций и предметов для приготовлению чая сведено до минимума, при сохранении качества (проще всего было бы пользоваться чайными пакетиками, но это и вкус другой и чаи другие, пыль а не листья.... кароче западло из пакетиков чай делать, да и не чай это).

Месяца три пью чай таким вот ленивым манером из чугунных эмалированных чайников, нагревая их на малом огне, что бы не потрескались и слежу за температурой по поварскому термометру, потом заварив, ставлю на свечку чтоб не остывал - таким образом пол дня горячий чай обеспечен, я правда его обычно быстрее выпиваю...

Вот недавно прикупил еще чугунных эмалированных чайников американских чайников японского производства (какова ирония?). Начал практиковать сравнительное чаепитие. Завариваю два разных чай одновременно и одновременно их попиваю из разных чашек, очень неплохо получается, один чай другой оттеняет, лучше проявляется вкус и аромат специфичный и для того и для другого чая.


Однако выяснив что оказывается настоящие японские чугунные чайники никогда не использовались для заварки, но только для кипятка, я такому обману со стороны американцев поначалу даже возмутился (о чем и писал до этого). В процессе выяснения деталей и подробностей наткнулся случайно на такой настоящий чугунный тетсубин на одном из японских сайтов - оригинальный сделанный мастером в четвертом поколении и т.д. и т.п. Как я понял из моих изысканий - мне в общем то повезло, поскольку на некоторых сайтах запись за такими чайниками чуть не на год/два. Так что взял на пробу, дорого конечно, но интересно, опять же чугун, который стал моим любимым металлом последний год... А кроме того - уж больно этот чайник выглядит по крестьянски - что то в нем есть родное и мне и многим поколением моих предков. Ну и коме того на многих сайтах написано что чай из таких чугунных чайников получается на порядок лучше обычного и сотни лет потому японцы только в таких чайниках воду и кипятили...

Вот он настоящий японский чугунный тетсубинб прямо из Японии:


Надо сказать что по причине быстрого ржавения чугуна, уход за этим чайником гораздо сложнее и хлопотнее чем за любой другой известной мне посуде. Протирать его и как либо чистить механически или моющими средствами изнутри нельзя! Кипяток надо сливать весь сразу же, тогда, пока чайник еше горячий, оставшаяся вода испариться. Не испаряющиеся сами капельки японские сайты советуют сдувать специальными оптическими спрынцовками... Я же без особых церемоний использую фен - гораздо эффективнее спрынцовки... Ржавчина тем не менее все равно появляется, однако с ней можно бороться - надо просто прокипятить в чайнике листовой чай - улун или зеленый. Какое то время покипятить - я кипятил на слабом огне час, а потом еще выдержать эту заварку несколько часов - тогда ржавчина исчезает. Это я сам пробовал и оно работает действительно, хотя мне и не верилось поначалу. Правда через какое то время ржавчина опять появляется...
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
10 Мая 2016
Уже использую чайник почти неделю - после прокипячивания и трех часового отстоя заварки улуна ржавчина не появляется! Думаю если кто вдруг решит разориться на такой же чугунный тетсуби - прокипятите в нем улун сразу, и никакой ржавчины не появиться
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Что до какого то особенного вкуса у чая заваренного на чугунном кипятке - я пока  этого не прочувствовал. Возможно дело в чае, возможно в японской воде, говорят еще дело в том из какой глины заварочный чайник (который по идеи должен быть то же японским и обязательно глинянным), а у меня чайники заварочные либо чугунные, либо массового производства фарфоровые (хоть и японские). Скажу что вкус отличается, но не скажу что отлbчается как небо и земля... Посмотрим, еще, поэкспериментируем... Возможно чайник должен пройти какой то период проварки или я должен распробовать эту воду больше чем  несколько раз.

Утверждается что такой чайник обогащает кипяток ионами Fe2+... Но как то это на таком уровне что реально незаметно. Пробовал выдеживать воду из этого чайника, но она нисколько не пожелтела, так что если и есть такое насыщение то оно ничтожно. Думаю, что от стандартного американского нагревателя воды, в доме, железа в воде будет гораздо больше...

Однако вот кофе каким то образом получается лучше... Я тут недавно распробовал африканский кофе Ola's конкретно из ЗИмбабве. Просто улетный кофе! Так вот он на чугунном кипятке получается как то мягче, приятнее. Почему, не понятно. Думю как то чугун воздейсквует на воду, но это все же не ионы Fe2+... что то более сложное.


Самовар ещё надо прикупить
Возможно, когда нибудь... сейчас это слишком масштабно будет.

1 comment: