Saturday, July 9, 2016

Пара ножей от Микаеля Моинга - Сумо.

Я весьма неравнодушен к ножам с широким клинком - китобои мои любимые ножи. Кроме того я весьма не равнодушен и к титану. Ну и хигоноками - моя слабость еще с моей командировки в Йокогаму.

Титановое хигоноками с широким лезвием от хорошего кузнеца - это просто предел моих мечтаний! Потому как только обнаружил такое сразу схватил оба ножа!

Пока слов просто нет - сделал фотографии - приду в себя отпишу что нибудь типа обзора, пока только картинки и эмоции...


Чтож, я пришел немного в себя и готов делиться наблюдениями...

Первое на что обращаешь внимание - очень малый вес! Титановая рукоять действительно легкая. У этого ножа это явно ощутимо, в отличие от других моих ножей. Возможно, дело тут в толщине титановой жести - она очень тонкая и это делает разницу в весе гораздо заметнее. Но не только в титане дело - клинок то же весьма деликатный, весьма изысканный, я бы сказал - толщина обуха где то 2.5 мм, ширина - 31.5мм и длина где то 69мм, спуски вогнутые, где то на 3/4 ширины клинка - 26 мм, у режущей кромки толщина клинка 0.25 мм, то есть просто идеальный клинок для реза! Соответственно сама РК весьма тонюсенькая, думаю что  после моей заточки будет просто проваливаться в то что я решу им порезать. У моего первого хигоноками от Микаеля спуски не вогнутые, это возможно специфика модели Сумо, но я тому только рад. Вообще, надо сказать что у этих ножей самая тонкая РК из всех ножей моей коллекции - а это не мало!


Сталь - французская 100Cr6 (1.3505) как я понимаю это близкий аналог 52100 - что есть самая лучшая из простых углеродок, с максимальным содержанием углерода. Хороший кузнец из этой углеродки может сковать весьма и всесьма неплохой клинок! Микаель и художник своего дела и кузнец, его ножи кованные, так что можно вполне ожидать от этих ножей весьма высокой незатупляемости. Возможно, я протестирую ее рано или поздно. Клинок зонной закалки с хамоном, впрочем не декоративном с синусоидальными разводами амплитудой в четверть клинка, как сейчас стало модно делать, с четкой хорошо различаемой линией - результатом применения термопасты... а с рабочем хамоном, не так явно заметным.



Обух имеет продолжение, но в отличие от оригинальных хигоноками не выступает над линией обуха, но продолжает ее, упирается это продолжение не в изгиб пластины рукояти, но в специальный штырек, расположенный чуть выше и сзади от оси клинка. В закрытом положении в этот штырек упирается чоил, таким образом легко и изящьно решается проблема касания режущей кромкой сгиба рукояти. Это весьма и весьма важное улучшение конструкции! Из-за касания режущей кромкой рукояти изнутри у канонического дешового хигоноками с латунной рукоятью, режущая кромка ржавеет и тупиться. У рукояти на клинке располагается авторские клеймо Микаеля Моинга - две стилизованные под летучую мышь буквы "М".


Рукоять титановая - идеальный вариант для хигоноками, на мой взгляд. Легкая и, что самое главное, стойкая к коррозии. Кроме того титан абсолютно не магнитится, но польза от этого только в том, что титановую рукоять можно проверить магнитиком. На этих ножах рукоять то же стилизованна под бамбук как и у первого моего хигоноками от Моинга. На одном три сочленения: на другом четыре. Впрочем они почти одинаковой длины - рукоять четырехсочленный длиннее рукояти трехсочленного на полтора миллиметра всего длиннее. Разница в длине клинков - меньше миллимеира (четырехсочленный длиннее).


Работа ручная, но не столько авторская сколько кустарная, отсюда и небольшие вариации в размерах, форме и рисунке. Это с моей точки зрение не только допустимо, но и желательно, поскольку придает каждому ножу свою индивидуальность. Впрочем качество выведения спусков идеальное - я уже отмечал изысканность режущей кромки - самой тонкой в моей огромной коллекции ножей, с вогнутыми спусками на широком клинке это совсем не просто сделать и это редкость большая - на этих ножах все без изъянов, без утолщений и неравномерностей, все ровно! Механика то же идеальная - все встает как надо, куда надо, никаких косяков. В этом смысле ножи Микаеля ни чуть не хуже ножей любых других ножевых мастеров или серийных ножей, но при этом никак не выглядят серийными.


Ножи я заточил, чтоб строгали волос (заодно и первый нож от Микаеля заточил, тот уже с Рождества успел несколько затупиться и руку брил как то не очень убедительно...). Ножи пришли острые: руку брили, но волос не строгали. Так что я их первым делом, переточил на свой вкус. Точить эти ножи легко и приятно, тонюсенькая РК процесс заточки сильно упрощает. Линия РК то же простая и ровная без изгибов как вдоль так и поперек - точить на камне сплошное удовольствие. Резать то же сплошное удовольствие - опробовал сегодня немного один из ножей приготавливая завтрак (еще до того как переточил) - хлеб, бекон режет как воздух! Резание масла это конечно не показатель остроты, но стабильности - ширина клинка позволяет отрезать очень тонкий кусок на бутерброд, нож не уводит в сторону.


Закрываются/открываются ножи пока довольно туго, одной рукой - пальцем за выступ обуха в принципе открыть можно, но что то силенок у меня не хватает открыть полностью, думаю еще разработается. То что он туго открывается это скорее плюс - не будет раскрываться в кармане - это для хигоноками характерная проблема, ведь ничего клинок в закрытом состоянии не придерживает не подпружинивает, как у всех европейских складных ножей начиная, пожалуй, с позапрошлого века.

Вообще Европейская традиция складных ножей гораздо больше развита чем японская. Все потому что в Европе писали гусиными перьями требующими регулярной зачинки и соответственно перочинных ножей, а в Японии писали кисточками, и в маленьких складных ножах у грамотных японцев потребности не было! Оттого и довольно слабо развита в Японии механика складных ножей (при очевидном преимуществе в качестве ножевых клинков).


Пара титановых Сумо с моим первым хигоноками от Микаеля Моинга

Впрочем Микаель японских товарищей немного поправляет, улучшая ненавязчиво дизайн на европейский манер, добавляя свой французский шарм, изысканность и артистизм. Добавил штырек-стопор, разукрасил рукоять под бамбук, что то похоже немудрил с осью клинка - что то там более хитрое чем у аутентичного хигоноками, но разглядеть не могу... А в результате вроде бы и хигоноками, но на совсем другом уже уровне...

Вес хиго с железной рукоятью - 83г, вес сумо с титановой - 69г. Это конечно не полностью корректное сравнение, матиматически, но с виду мне кажется и там и там количество материала приблизительно одинаковое, так что наверно все же сумо легче из-за титана. Надо сказать что железная рукоять так и норовит заржаветь и мне приходиться за ней присматривать и принимать меры. Это конечно не жуткая проблема, но все же какой то напряг, хоть и небольшой. С сумо рукоять по крайней мере корродировать не будет.


Сумо Микаеля с Китобоем.

Я до Сумо считал что это у Китобоя изысканный клинок с тонюсенькой РК. Но вот у Сумо она чуть меньше 0.25мм, а у Китобоя она чуть больше 0.3мм! А про вес вообще как то даже и не серьезно сравнивать - 69г Сумо и почти 200г (даже как то непонятно правильно ли я его Сумо называю...).
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
11 Июля 2016

Поносил ножи день в кармане джинсов - в результате на одном из них сразу же появились рыжие пятнвышки ржавчины! Свел ее тут же пастой хромоксидной, довольно быстро и без проблем, но похоже придется за клинками присматривать. С титановой рукоятью никаких проблем... С ношением в кармане джинсов то же никаких проблем - толщина ножа в закрытом состоянии 7мм, длина 105мм и ширина 41мм - к примеру специально сделанные для джинсов тонкие ножи clipit Глессера имеют толщину 11мм то есть больше чем в полтора раза толще... Так что Сал отдыхает!

Замечу еще что ширина и тонкая рукоять позволяет руке ощущать ориентацию ножа в пространстве и управлять этой ориентацией гораздо лучше. Конечно для передачи больших усилий она не удобна, но с другой стороны это не лопата и не топор! Это весьма изысканный инструмент именно для рассекания аккуратного и легкого, именно без усилий... Например толстый полиэтиленовый пакт с щепой для коптильни рассекается по всей длине одним легким взмахом, как взмах волшебной палочки в воздухе, совершенно не ощутимо, я бы сказал эфемерно, именно как невесомым перышком легонько провел по пакету, а он и распался как бы сам чиста волшебством... Идеальный режущий инструмент... Я все еще в восторге похоже...
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
12 Июля 2016

Сегодня положил нож в бумажник, в отделение для пластиковых карт - по размеру Сумо в сложенном состоянии почти как стандартная пластиковая картчка, может только чуть длиннее. А толщина у него конечно не как у карточки - не 1мм, а 7мм, однако это вполне допустимо для кармашка бумажника. Помню Boker делал специальный нож-кредитку, но тот был с полуоткрытым клинком с пропилами - в общем какой то уж черезчур специальный, а тут вполне себе обычный нож, только очень тонкий и широкий.

Теперь буду носить в бумажнике один из Сумо. Сегодня никакой коррозии я не обнаружил, похоже бумажник его защищает от влаги.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
14 Июля 2016

Ловлю себя на том, что ищу повода что нибудь этими новыми ножами порезать. Сейчас вот когда делаю завтрак - использую исключительно четырехчленный сумо. Трехчлен, поскольку он немного покороче и поквадратнее ношу в бумажнике...
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
15 Июля 2016

Все что только можно резать относительно коротким ножем - режу теперь только Сумо. На кухне - чищу картошку, нарезаю морковку, грибы, курицу и пр... все исключительно французским Сумо. На до сказать что со всеми задачами ножи эти справляются легко и непринужденно, как и предполагалось, режущие свойства у обоих восхитительны! Конечно приходиться аккуратно протирать клинок после каждого использования - ничего не поделаешь, сталь - углеродка! Но это меня пока не напрягает, зато разрезается все просто волшебно!
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
22 Июля 2016

Чтож, прошло уже почти пара недель, но я продолжаю пользоваться ножами Сумо - на кухне: в огороде, везде где надо что то отрезать, разрезать, порезать. Ищу только повода как бы ими что нибудь поделать...

Раз ножи у меня теперь Сумо - достал старые японские часы - Сейко Сумо и сейчас ношу их вместе с ножами. К моему удивлению часы идут весьма неплохо, несмотря на то что лежали наверно где то год в столе.

No comments:

Post a Comment