Friday, December 25, 2015

 Mikael Moing - Higonokami

В это американское рождество Санта Клаус принес мне в подарок авторское хигоноками французского мастера-кузнеца Микаеля Моинга. Похоже в этом году я себя вел неплохо...


Судя по сайту кузнеца Микаель делает именно хигоноками, а не какой то его французский аналог. Делает со вкусом, художественно - авторский нож, при этом, вполне доступный по цене. Тем не менее это кованная углеродкк 1084 с зонной закалкой, хамоном и пр. В теории должно быть та же производительность что и у ножей первопроходцев Лона Хампфри, которые так меня поразили в свое время своим качеством.


Собственно я и присмотрел подобный нож Микаеля где то с год назад, но пока колебался взвешивая за и против, пока сомневался, тот нож успел купить кто то другой. И только через где то год, появилась новая возможность заполучить этот нож. Тут уж я не ждал и не сомневался, связался с Сантой Клаусом и вот пожалуйста, за хорошее поведение сегодня обнаружил под елкой маленькую коробочку с французским хигоноками!


Монг это весьма распространенная вьетнамская фамилия, есть у меня несколько знакомых с такой фамилией - как то это весьма созвучно Моинг. Вьетнам был долшгоее время французской колонией и я анчал сомневаться француз ли Микаель, чего бы ему вдруг делать азиатские ножи... Поэтому и начал копать Интернет посмотреть на его фотографию. Однако француз и весьма колоритный! Просто как сошедший со страницы пресонаж романов Дюма!




С одной стороны нож имеет выступ обуха со стороны рукояти и рукоять - изогнотый лист стали в данном случае (не латуни как у японского оригинала). Но клинок совсем не канонический - прямые спуски от обуха, что сразу же переводит этот нож в совершенно другой класс с точки зрения применения - такая геометрия обеспечивает изысканный, легкий и приятный рез.  Линии контура ножа сглажены, плавные без изломов, хоть и такие же как у хигоноками в функциональности - но приятные на взгляд.

Размеры 
Длина
214 мм
Клинок
97 мм
Рукоять
117 мм
Ширина
22 мм
Толщина
2 мм
РК
92 мм
Вес
83г



Другая особенность кардинально отличающая этот нож от японского оригинала - это выступ обуха которым клинок упирается в рукоять в раскрытом положении. У классического хигоноками этот выступ поднимается над линией обуха и упирается прямо в верхнюю часть рукояти в изгиб. Соответственно в раскрытом положении он находиться над рукоятью. Получается такой выступ, излом над верхней линией контура. Это делает хигоноками немного не комфортным - выступ упирается в руку или в большой палец, если необходим рез с усилием или приходиться очень много резать, этот выступ руку может поранить. Хотя впрочем это не сильно актуально для этого типа ножей, но уж точно не эстетично.

А вот у Микаеля эта часть сделана не как выступ над, а как продолжение обуха и упирается она не в верх самой рукояти, не в изгиб стальной пластины, но в специальную заклепку расположенную за осью клинка. Такое решение фиксации клинка в открытом состоянии достаточно обычно для многих современных складных ножей, при этом длинного выступа обуха реально не требуется, но тут видимо Микаель решил традиции хигоноками следовать. В результате такого дизайна не ломается верхняя линия контура ножа и держать его раскрытым гораздо комфортнее, никакие выступы в ладонь не впиваются... Но вид в раскрытом состоянии для хигоноками не характерный (зато так гораздо удобнее и комфортнее).


Вид гораздо более стильный, более артистичный, не только за счет плавности линий и обводов. Стальная пластина рукояти оформлена под древесину ствола бамбука, весьма органичное решение для японского ножа. В принципе никакой особо вычурной и сложной обработки тут нет. Все довольно просто - риски от грубой продольной обточки сами по себе хорошо имитируют волокнистую структуру бамбука, Мастер только догадался сделать поперечные выборки имитируя ими сочленения секций бамбукового ствола и тем грубую обработку поверхности превратил в изысканное 
творение искусства. Чувствуется что приложил руку истинный художник.


На клинке имеется штамп мастера - эмблема состоящая их двух вычурных букв М зеркально симметричных друг другу. Хамон выражен не ярко простой без волнистост и прочих выкрутасов (так же как у Лона), что для меня в первую очередь означает что мастер действительно делал зонную закалку, а не хамон как таковой, не имитацию ярко выраженную раскраску что бы поразить неискушенного клиента.



Вот собственно бок о бок хигоноками французского кузнеца и оригинальный японский нож купленный мною лично в ножевой лавку Кукихайдо в Йокогаме, аутентичность которого не вызывает сомнения. И тот и другой нож кованные. Но видно что японский гораздо более технологичен - то есть его делали как можно проще, быстрее и дешевле, при сохранении выcочайших режущих свойств, тем не менее срезали углы где только можно делая нож доступным (собственно цена хигоноками в той лавке - 1260 йен, что есть $10.48).

Вполне можно сказать что нож Микаеля достойная копия японского оригинала, заметно улучшенная копия высокого качества, что вполне оправдывает огромную разницу в цене...

Нож мне этот весьма нравиться. Буду внимательно наблюдать за ножами Моинга в будущем, благо они более менее регулярно появляются на американском рынке.
-------------------------------------------------

26 Декабря

Как обычно "протестировал" нож сей на кухне - во время приготовления завтрака. "Бамбук" со всем справился легко и не принужденно, как то даже и особенно отметить нечего.

Единственно, что меня беспокоит это коррозия. И клинок и рукоять сделаны из углеродно стали и уследить за коррозией будет довольно сложно, особенно в месте соединения рукояти и клинка. Я его немного смазал вазелином и прогрел слегка, что бы вазелин расплавился и проник в соединение, но все равно за коррозией надо будет следить.

Решил промазать весь нож щедро вазелином и протереть руками, пока не перестанет пачкаться. Попротирать руками, потом вытереть руки полотенцем, потом опять - и так до полного удовлетворения, иногда прогревая нож, но не сильно, что бы вазелин лучше растекался по ножу. Надеюсь в результате образовалась тонкая пленка защищающая сталь от ржавения.

Тестировать его незатупляемость манильской веревкой в ближайшем будующем не собираюсь. Нож еще не перетачивал - вроде бы смысла в том нет, волос он не стругает но руку бреет, вот сам затупиться, тогда и переточу.

27 Декабря

Почистил сегодня "Бамбуком" картошку - чистится картошка этим ножем легко и приятно. Тонкий клинок, прямые спуски, высокая острота, сам по себе нож очень легкий - так что это вполне ожидаемо.

После чистки, поскольку нож мне этот очень нравится и я его очень ценю, что бы не возникла даже намека на коррозию, опять промазал его хорошенько вазелином в ручную. Что интересно, похоже нож от этого полируется! Он стал заметно светлее, начинаю подозревать, что темная поверхность это то же своего рожа коррозия. хоть и не рыжая, что то на уровне пыли и пальцы ее удаляют, работая как весьма тонкая наждачная бумага. Чтож вреда от ручной полировки я не вижу, продолжу, посмотрим будет ли от этого польза?

Один из последних этапов полировки самурайского меча - а занимаются этим специальные полировщики, а не кузнецы, это полировка пальцами с помощью рисовых зерен.

Ссылки -
Хигоноками
Хаттори Хигоноками Cowry-X суминогаши

No comments:

Post a Comment