Wednesday, November 13, 2013

В догонку предыдущему посту - выкладываю статью со старого сайта.

Хигоноками

Эти ножи я купил в Кикухиде первыми. Это был предел моих мечтаний в японской командировке, цель которую я себе поставил - настоящие традиционный рабочие японские ножи, те что используются в работе, а не клепаются для туристов или для внешнего рынка - первые не интересны, а вторые проще и дешевле купить в Сети чем в розничном магазине в Японии. Когда я зайдя в Кикухиде спросил нож из Широгами, Джапаниз Стил, Хитачи Вайт Пэйпер и т.д., меня сначала отправили к "настоящим самурайским", но, видимо, прочитав выражение на моем лице, сжалились и подвели к стенду с разными металлическими инструментами - ножницами, шилами, напильниками, стамесками... и указали на простые, рабочие ножи с черными рукоятями (сейчас жалею что ножниц из Широгами не купил, не сообразил!).




С первого взгляда я понял что это то самое! Толстое лезвие, с хамоном, Широгами, простейшая конструкция и цена как у инструмента для промышленного использования - 12 и 9 долларов за большой и маленький соответственно. Ну и окружение - металлические инструменты, четко идентифицировало это именно как рабочий инструмент, а не "настоящий самурайский" нож. Я спросил, а что это за ножи с желтыми рукоятями (латунь), то же Широгами? Сказали нет это не Широгами - из чего я сделал вывод, что мне ничего впарить не пытаются - желтые ножи были дороже, но мне честно сказали, что это не то что я хочу (не Широгами). Но вот мой вопрос о Аогами мне как раз указали на эти ножи с желтыми латунными рукоятями, которые стоили заметно дороже 21 и 16 долларов соответственно. Ну это вообще класс и Широгами и Аогами прямо тут в одном месте и так дешево! К сожалению я будучи вдали от дома совсем забыл спросить про Тамохогане - сталь для самурайских мечей, вдруг у них и она была, хотя вряд ли?



В общем я заполучил аутентичные, традиционные, японские рабочие ножи, сделанные из той самой YSS (Yasuko Special Steel) - Специальной Стали из Ясуки, фабрики Хитачи Металс производящей элитные стали для практически всех японских кузнецов-ножеделов с использование электрошлакового метода разработанного, что интересно в СССР, и помечающие их белым ярлыком (Широ - белая, Гами - бумага) если сталь содержит C=1.3 Mn=0.2 P=0.025 Si=0.1 S=0.04 и голубым ярлыком (Ао-голубая, Гами - бумага) с добавленным вольфрамом и хромом C=1.3 Mn=0.2 P=0.025 Si=0.1 S=0.04 Cr=0.2-0.5% W=1-1.5%! Столько счастья и все мне!




История Хигоноками
(перевод с сайта города Мики префектуры Хего)
В 1896 году господин Тасабуро Шигематсу, который привнес в промышленность инструментов Мики много нового, привез из округа Кюшу этот нож и посоветовал господину Теиджи Миракоми из Хираты округа Мики заняться производством таких же. Изначальный дизайн клинка был превосходным господин Мироками незначительно улучшил его только добавив стопор в основании клинка для фиксации его в открытом состоянии  (не замок а именно фиксатор) и для открывания ножа одной рукой. И с тех пор это устоявшийся дизайн до сегодняшнего дня. 



Хигоноками годами обозначает нож в этом стиле, однако сейчас это зарегистрированная торговая марка. Поскольку Хиго это древнее название округа Кюшу считается, что ножи Хигоноками происходят из этой местности. Но на самом деле современный дизайн этих ножей, производство, и развитие приходиться на округ Мики. Торговая марка "Хигоноками" принадлежит гильдии Мики и только они могут ее использовать. Производство этих ножей сильно пострадали от дефицита материалов во время Войны и также из-за антиножевого движения в 1961, около 50 производителей изготавливали Хигоноками в лучшие времена во время эры Шова. Сейчас число их сильно сократилось, но отношение к ножам улучшается и производство Хигоноками растет.



Город Мики был назван так в честь банки Сакэ преподнесенной императрице Шинко на ее пути в Корею (где она собирала армию в помощь Кударе против Шираги). Сакэ императрице так понравилось, что город так и назвали - Мики или банка Сакэ. После окончания войны много корейцев осело в этом городе и до того известном своими кузнецами. Древняя корейская кузнечная школа и древняя японская кузнечные школы лежат в основе мастерства кузнецов Мики, славящимся своим металлическим инструментом.


Ножи очень интересные, рукоять простейшая какую можно придумать для складного ножа - завернутая полоса толстой жести или латуни, в которую вклепано лезвие с стопором у основания как у опасной бритвы, для открывания одной рукой и для фиксирования лезвия в открытом состоянии (не запора а просто фиксации). Гениальное решение для кустарного производства XIX века! При всей этой простоте само лезвие совсем не просто.



Как выяснилось при прочтении иероглифов на клинке там есть надпись - варикоми, что означает прерывание в компьютерном бизнесе, а в ножевом, мой знакомый японский инженер не знал. На мой вопрос на BladeForums в конце концов ответили, что в контексте ножевого бизнеса это означает ламинированный (а в Го например - установку фишки между двумя фишками противника). То есть оказывается это не просто Широгами и Аогами, но трехслойная Широгами и Аогами!



Для Аогами специально указано что это Аогами Варикоми, а для Широгами это как я понял подразумевается по умолчанию - мною был найден сайт где про сталь клинка ножей с черной стальной рукоятью было прямо сказано - Широгами, да и недоверять продавщице у меня нету поводов. Написано только Хон Вариками или чистая или истинная. На коробке, написано, что это высококачественные ножи Хигоноками. На рукояти написано Кикухиде и Хигоноками - то есть сделано для Кикухиде. 



Ножи, на которые Гильдией города Мики ставит зарегистрированную, защищенную законом торговую марку по определению ручной работы. Действительно сделано не так аккуратно как в серийном автоматизированном производстве, а ровно так как можно себе представить в серийном ручном производстве (в отличие от авторской ручной работы, где все должно быть чрезвычайно аккуратно). Например где то спуски не сходятся у основания клинка, а один чуть длиннее другого и пр.



Говорить о какой то эргономичности рукояти не приходиться, гнутая жесть. Есть отверстие под темляк, латунная моментально окисляется, остаются отпечатки пальцев и не смываются, черные рукояти получше в этом смысле. Какой либо пружины удерживающей лезвие в открытом положении нет. Ось клинка - заклепка. острые жестяные края рукояти чувствуются. Балансировка тем не менее - на указательном пальце - вполне комфортно, что и требуется для рабочего ножа.


Клинок слегка изогнутый, мне кажется это скорее следствие ковки и термообработки, изогнутость кстати как у катаны. Острие - Sheepfoot, то есть овечья нога. Спуски двухсторонние, прямые где-то на 5/8 ширины, РК почти не видно, но все же есть совсем небольшая, треть миллиметра если не меньше - видна на свет. Иногда совсем тонкая - ну это следствие ручного производства.


Параметры больших ножей:
Длина 3 11/16" 94mm
Ширина 5/8" 16mm
Толщина 7/64" 3mm
Параметры маленьких ножей
Длина 2 7/8" 72mm
Ширина 1/2" 13mm
Толщина 7/64" 3mm



Уже после того как выяснилось из обозначения Варикоми, что это трехслойка, я рассмотрел на обухе средний слой. 


Однако такой разделительной линии как у Хелле не наблюдается. Линия хамона размытая. Возможно тут имеет место и трехслойность и зонная закалка, я слышал что в Японии кузнецы обмазывают РК глиной и так отпускают - глина вбирает в себя часть тепла и РК получается тверже таким образом. Дело в том, что заметно как у основания клинка Хамон спускается к РК, что было бы невозможно для границы слоев трехслойки. Если вглядеться то в этом месте одна линия идет к РК, а другая продолжается как и положенно для трехслойки. 



Однако такое наблюдается только у большого ножа из Аогами. Может быть эта линия отличается от того что на Хелле из-за того что технологии изготовления другая или, например, диффузия между слоями углеродной стали больше чем для нержавейки - кто знает. Надеюсь, что все же это зонная закалка и трехслойка в одном флаконе. Вот это круто!



Обнаружил большой минус этой античной конструкции - клинок в закрытом состоянии, если переусердствовать с закрыванием касается РКой металлической рукояти. То есть надо закрывать аккуратно. В принципе он не болтается, а идет довольно туго, и если его специально не вдавливать зазор между РК и рукоятью имеется, но никакого стопора в виде тупья нет и в помине и ничего клинок не останавливает, не предохраняет от касания рукояти. Это чревато первое - затуплением РК об латунную рукоять, и второе развитием коррозии в месте касания РК рукояти (особенно латунной).

Лезвия из коробки были острые но волос не брили. РК была совсем тонюсенькая и я поначалу ее не заметил и думал что точить надо по фински. Однако потом разглядел РК и решил заточить нож на Sharpmaker. Начал с большого Аогами (те что с латунной рукоятью). Обнаружилось что после среднего камня РК заметно выкрашивается посреди лезвия! Однако, это в том месте где как я понимаю лезвие соприкасается с латунной рукоятью. Попробовав разные варианты, обнаружил что если двигать лезвие по камню совсем тихо выкрашивание заметно меньше.

У острия аогами затачивается в бритву легко, не так легко у основания и посреди все же можно разглядеть если хорошо присмотреться микроскопическое выкрашивание. Соответственно волос бреет превосходно у острия, чуть хуже у основания и непонятно как посреди лезвия - я думаю что тут проблема не в криворукости кузнеца как у одного Патриарха Русского Дамаска чьи "рабочии клинки" выданные на тестирование на конференцию knife.ru, крошились под пальцами тестеров, а скорее это следствие коррозии возникшей из-за контакта Аогами и латуни. Когда я этот нож чистил и смазывал в рукояти было полно коррозийной пыли как раз в месте где крошиться РК.

Думаю что надо просто снять побольше материала - попорченного коррозией и тогда все будет в порядке. Возможно уменьшения выкрашивания при медленном затачивании и есть скорее следствие съема материала в результате экспериментов, а не снижения скорости. Будем посмотреть - поведение Аогами у острия внушает определенный оптимизм...

...К сожалению съем метериала не помогает, то же и с увеличением угла - меньше но крошиться. Буду продолжать искать варианты и комбинации камней для заточки. Но непонятно даже если заточу - не будет ли крошиться при резе?...

...Похоже это все таки "рабочий дамаск сорта А" от Великого Мастера А - середина крошиться, затосил так что это не сильно заметно на 40 градусов, но волос бреет весьма лихо только на паре-тройке сантиметров у острия и сантиметре у основания, в центре клинка не бреет. Может быть еще попробовать поточить, может материала мало снято,  посмотрим, но я несколько разочарован...

...Попробовал маленький нож из Аогами - та же проблема. Однако в начале нож хоть волос и не брил, но РК была ровной. После камней Fine появились выщербины. Возможно я что-то не так делаю. Надо спросить на BF. Может подскажут. С другой стороны это только на части РК, значит дело скорее в клинке чем в заточке...

...На BF подсказали использовать японские водяные камни. Долго собирался но все же купил в местном столярном магазине. Все сколы и выкрашивания легко убрались на 1000 камне, после которого я сразу перешел на Sharpmaker Fine и UltraFine - получился совершенно великолепный результат - бреет предплечье лихо как и положено качественной стали! Вообщем для японских ножей японская ножевая культура подразумевает использование японских же водяных камней и тогда результат великолепен. Почему Medium керамика выкрашивает РК, а Fine и UltraFine нет не очень понятно, но это уже не так важно - главное нож нормально точиться, нужна только комбинация водяных камней и Sharpmaker.

Вобщем Хигоноками и Аогами в моих глазах полностью реабилитированны. Все же японские Мастера не так "Велики" как "Великий Мастер" и дамаск сорта "А" не делают. Все же под пальцами эти лезвия не крошились, впрочем и цена у них порядка 16 долларов (ничто не защищает их от реального использования, соответственно рабочие качества критичны для успеха), и предназначены они для работы, а не под стекло, и кузнецы, которые их делают занимаются собственно кузнечными делами, а не дешевой саморекламой.



Еще раз - лавка металлического инструмента - Кикухайде (Kikuhide) в квартале Исезаки-Чо (Isezaki-cho) на улице Исезаки (Isezaki) в городе Йокогама (Yokohama).
Tel - (261) 0354
Ближайшее станция муниципального метро Йокогамы - Kannai
Ближайшая надземка - Kannai линии Negishi Японской Ж.Д.

Lee Valley продает их как плотницкие ножи
GarretWade продает их в сети как японские ножи с латунной рукоятью

дата создания: 1 Марта 2005
последнее обновление: 13 Ноября 2013
20013 (C) Nozh2002 All rights reserved
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
AnonymousNovember 14, 2013 at 6:08 AMСпасибо за статью, когда-то читал, но совсем выпала из памяти. Насколько мне известно, все изложено правильно. 
Единственное, что возможно стоит добавить, представленные Higonokami это так сказать bottom line. 
Motosuke Nagao делает и более дорогие варианты, примерно до уровня $150-180, отличающиеся количеством рычного труда и сталью. Они обычно идут вместе с сертификатами на зеленой бумаге. С точки зрения коллекционирования вероятно представляют больший интерес.
Так же есть так называемые Higonaifu, внешне очень похожие, обычно в белых или синих коробках, технически это не оригинальный Higonokami, т.к. делаются вне корпорации Мики. По всем остальным качествам различий практически нет. 
 
Дополнительная информация к примеру здесь: http://www.ehamono.com/master/repo/nagao.html 
Вчера пришел Hattori Cowry Higonokami, о котором писал. Первое впечатление положительное, примерно как ожидалось, никаких сюрпризов.
Общее впечатление типа уровень качества хирургического инструмента, стилизованного под традиционный Higonokami. Точность обработки высокая, вручную вероятно сделана только заклепка на оси, но и в этом не уверен, настолько чисто сделано. Сопровождается чертежем, порядка двух десятков размеров, включая радиусы углов скругления и пр., похоже как из CAD. Корпус нержавейка, лезвие ламинированное, Cowry и вроде как 8 слоев 420J1, закалка судя по сертификату 65-68. К сожалению на японском, так что большая часть текста не понятна.
 
-Виктор

1 comment:

  1. Спасибо за статью, когда-то читал, но совсем выпала из памяти. Насколько мне известно, все изложено правильно.
    Единственное, что возможно стоит добавить, представленные Higonokami это так сказать bottom line.
    Motosuke Nagao делает и более дорогие варианты, примерно до уровня $150-180, отличающиеся количеством рычного труда и сталью. Они обычно идут вместе с сертификатами на зеленой бумаге. С точки зрения коллекционирования вероятно представляют больший интерес.
    Так же есть так называемые Higonaifu, внешне очень похожие, обычно в белых или синих коробках, технически это не оригинальный Higonokami, т.к. делаются вне корпорации Мики. По всем остальным качествам различий практически нет.
    Дополнительная информация к примеру здесь: http://www.ehamono.com/master/repo/nagao.html

    Вчера пришел Hattori Cowry Higonokami, о котором писал. Первое впечатление положительное, примерно как ожидалось, никаких сюрпризов.
    Общее впечатление типа уровень качества хирургического инструмента, стилизованного под традиционный Higonokami. Точность обработки высокая, вручную вероятно сделана только заклепка на оси, но и в этом не уверен, настолько чисто сделано. Сопровождается чертежем, порядка двух десятков размеров, включая радиусы углов скругления и пр., похоже как из CAD. Корпус нержавейка, лезвие ламинированное, Cowry и вроде как 8 слоев 420J1, закалка судя по сертификату 65-68. К сожалению на японском, так что большая часть текста не понятна.
    -Виктор

    ReplyDelete