Sunday, December 20, 2015

Rockstead Chou



Этот нож мне принес Санта Клаус в подарок на американское рождество два года назад (в Декабре 2013)...



Нож фирмы Rockstead, которая есть своего рода Феррари ножевого мира. Цены на их ножи весьма высоки и только такие маленькие ножички еще как то доступны. Используют они две стали - ZDP189 либо YXR7. Как я понимаю они первыми открыли ZDP189 и только через несколько лет она стала появляться у других производителей в Японии, а потом и по всему миру. А вот YXR7, как мне известно, никто больше не использует. Мне в этом ноже была интересна именно сталь - раз уж выбор Rockstead нержавейки оказался таким удачным, можно ожидать что сталь которая не обладает нержавеющими свойствами будет еще лучше, иначе какой смысл этой фирме ее использовать и париться со специальным антикоррозийным покрытием? Вполне резонное предположение!

...Однако возможно из-за размеров этого весьма миниатюрного ножичка, возможно из-за какой то робости перед таким солидным брэндом или боязни разочароваться еще в одной легенде, я как то все не решался начать тестирование, и только вот вчера через два года после приобретения наконец протестировал.




Результат репутацию фирмы, легенду и мое предположение оправдал - нож из стали YXR7 оказался на первом месте опередив все остальные стали и даже Фудживару! При этом Rocksted мне известна уже больше десяти лет. Как обычно я открываю высокопроизводительные суперстали на ножах из своей коллекции, которыми владею годами (как Дозьер, как Фудживара). Как обычно фирма, которая делает  великолепные ножи не кричит на всех углах о своих заслугах, как это делают всякие шарлатаны от ножевого бизнеса, а концентрирует свое внимание на реальном качестве. Думаю что отсутствие саморекламы есть один из признаков добросовестного мастера - и Дозьер и Фудживара и Rockstead ведет себя скромно и достойно. А вот те кто сами себя так или иначе расхваливают, те кто используют экзальтированных фанатов для безпардонной рекламы, всегда делают не заслуживающую внимания ерунду. Вот и получается, что первыми я тестирую какие нибудь Буссе, а на настоящие сокровища внимание обращаю в самую последнюю очередь... С другой стороны, именно поэтому так необходимо объективное тестирование! Поскольку только так можно докопаться до тщательно скрываемой правды.




Нож для тестирования мне пришлось освободить от оригинальной оплетки шелковым шнуром - очень сложно и неудобно резать манильскую веревку таким миниатюрным ножем! Достаточно большое усилие приходиться передавать через малюсенькую и тонюсенькую рукоять, на крохотный клиночек еще и изогнутый. До пятидесяти резов я еще как то терпел, но далее решил что надо соорудить какую то временную рукоять нормальной длины. Пришлось оплетку снять, соорудить временную рукоять, которая неудобство реза частично нивелировала, хотя все равно резать приходилось коротким клинком и под углом... А уже после тестирования я решил, что обмотка кожаным ремешком в два слоя будет гораздо удобнее, да и симпатичнее... Действительно получилась хоть и небольшая но все же рукоять, довольно толстая - где то в 15мм, вполне приемлемая, хотя и короткая. Ну и на ощупь приятнее и прочнее чем шелковый шнурок. Покрыл ее карнаубой - вообще красота! Концы прятать не стал, а оставил длинными - за них удобно вытягивать ножичек из узкого кармана джинсов. Думаю на концы прекрипить какую нибудь бусинку, типа серебрунную или что то такого типа... Пока точно еще не определился.




Я весьма серьезно собираюсь этот нож использовать - как и все свои дорогие и высокопроизводительные ножи, единственно что пока не очень понимаю сферу применения такого миниатюрного ножичка... Проблема! Ну посмотрим, потаскаю его в кармане, надеюсь чего нибудь подвернется, как нибудь да использую. Конверт или упаковку вскрыть? Типа того...

Размеры 
Длина
122 мм
Клинок
45 мм
Рукоять
77 мм
Ширина
22 мм
Толщина
2.2 мм
РК
50 мм
Вес
74г

Размеры таковы что на рукояти помещается только три пальца, при том что рука у меня небольшая. Конечно можно говорить о том что пята упирается в мизиниц если нож крепко сжать в кулаке... но реальность такой ситуации весьма спорна. Резать манильскую веревку пятьдесят раз было просто "победой Труда" (над Разумом...). Поэтому я и немного осторожен в оценках рабочих качеств этого карапуза... Скорее это затравочный нож, типа что бы клиент познакомился с продукцией Rockstead, не сильно тратясь, и потом захотел следующий уже серьезный нож этой фирмы за серьезную цену (похоже это со мною уже происходит...).



Нож изготовлен из стали YXR7, инструментальная сталь производства YSS  -подразделения специальных элитных сталий Хитачи. Как то вот глядя на состав нельзя предположить о каких то особенных свойствах может быть это не полный состав (впрочем до недавнего времени ее состав вообще скрывался - например здесь  Юсуки Специальные Стали (YSS)


YXR7Матричный быстрорезC=0.8 Cr=4.7
Mn=0.3 Si=0.3
V=1.3 Mo=5.5
W=1.3

Сталь не нержавеющая и потому для предотвращения коррозии используется защитное углеродное покрытие DLC, черное блестящее, одно из самых прочных. Наличие такой защиты можно только приветствовать, однако надо иметь в виду что оно все же может поцарапаться при не аккуратной заточке и заполировать такую царапину уже не получиться... Впрочем меня царапины на моих ножах не напрягают никак. Потеря товарного вида для меня не актуальна.



Клинок достаточно толстый - 2.2мм где то. Имеет насечки на обухе ближе к рукояти. Спуски достаточно крутые чуть меньше чем на половину ширины клинка, при этом ширина всего 22мм. Ширина спусков 10мм. На 22мм от острия обух сужен. Присутствует обязательная для всех ножей Rockstead выточка с отверствие, неизвестного мне предназначения. Возможно она играет какую то роль в технологии изготовления - не знаю. Упомяну что американские индейцы на клинках делали отверствия - по их повериям это был глаз, который позволял ножу видеть и отличать хозяина, поэтому ножи с "глазами" своих хозяев не резали даже случайно.


Точу я свои ножи на алмазный камнях, так что чел лучше сталь, тем проще она точится. В этом смысле YXR7 не исключение - нож сей точится легко. В основном за счет формы и идельной точности в ее исполнении. Даже небольшой радиус имеется на рабость точильщику, мелочь, но столько проблем снимает при сведении сторон РК в месте ее окончания. В последнее время я формирую линзообразную РК, особенно у ножей с толстыми клинками, с крутыми узкими спусками. И тут, правда уже после фотографирования я переточил ее в линзу, поцарапав слегка покрытие на спусках. Зато РК теперь весьма резучая.


Ножны у ножа пластиковые, штампованные, тем не менее вполне рабочие. Я решил их то же оплести кожей. Тут гладкая поверхность не нужна, поэтому я вспомнив школьные годы оплел их, как оплетал цветными проводками советские шариковые ручки будучи еще пионером. Получилось весьма неплохо как мне кажется. Подумываю правда, не заменить ли ремешок? Если уж это типа Феррари ножевого мира, не следует ли мне разориться не кенгуриную кожу и сделать оплетку из супер прочного ремешка...

Как оказалось "Chou" в японском слэнге означает "Супер!". Чтож и действительно, вроде того...



Вообщем обнаружил я в своей коллекции в очередной раз великолепный нож - Супер! 
--------------------------------------------------------------------


22 Декабря

Попробовал этот нож на кухне с утра. Бекон режет великолепно, никаких вопросов. Отрезание масла не удобно - длина клинка практически такой как размер куска отрезаемого масла, соответственно отрезать надо внимательно без отклонений - напрягает немного. Яйцо разбить - непривычно, обычно стукаешь с небольшим размахом, тут никакогоа не получается, попробую в следующий раз держать нож за самый конец рукояти. Чистка картошки получается просто на радость пионервожатой, ширина очистки ограниченна тут длиной клинка и потому нож не углубляешь сильно в картошку, потому клинок идет у самой поверхности не глубоко, так что очистки получаются тонкими соответствуя стандартам дежурства на кухне пионерлагеря... С другой стороны опять же требует чуть больше внимания, зато небольшой напряг компенсируется высокой ностальгической самооценкой. А всякие тонкие работы - надлезы для красоты и пр. делать просто сплошное удовольствие - рука совсем близка располагается к острию, плечо получается минимальным и потому контроль реза великолепный. 

23 Декабря

Продолжаю "тестировать" этот нож "в поле". Начинаю понимать что для всякой повседневной всячины - открывание упаковки, отрезания веревки... пятисантиметрового клинка вполне достаточно! Даже предпочтительнее, поскольку он гораздо лучше контролируется чем длинный.

1 comment:

  1. Василий ,с удовольствием читаю Ваши статьи ...Очень заитриговали сталью YXR7 ,у меня вопрос -все порошковые монстры ZDP,REX ....катострафически бояться боковой нагрузки (выкрашиваеться режущая кромка,переламыються.....Что сних взять ???....ПРЕСОВАННАЯ ПЫЛЬ...!!!!)Все производители которые с уважением относятся к покупателю,они что бы упрочнить режущую кромку на порошках ,делают даже и не прямые и тем более не вогнутые спуски ,я бы назвал выгнутые ,пулеобразные спуски заканчивающиеся выгнутой линзой ....Проанализируйте порядочных производителей ОНИ ДАЖЕ ДАЖЕ НАЗАНИЕ ПРИДУМАЛИ " ХРНДЗУКУРИ" Rockstead в том числе ....А на клинках из YXR7 я этого повышеного упрочнения режущей кромки не вижу ...!??
    -Хим состав по современным меркам 0.8 % углерода и т.д.-ПРИМИТИВНЫЙ....
    -не какой выгнутой режущей кромки нет....
    А твёрдость ЗАПРЕДЕЛЬНАЯ 65-67ед.?????
    Василий ,что это -НОВЫЙ ВИТОК МЕТАЛОСТРОЕНИЯ ...????
    Ваше мнение по этому ???!!!!

    ReplyDelete