Kiku Matsuda Tanto-2 |
Кику Мацуда ножедел в пятом поколении из семьи самураев ведущей свою историю с битвы Сикахагара (более 400 лет назад). Видимо поэтому у него отношение к ножу утилитарное и ему важна его функциональность, а не соответствие вековым традициям. И если современность предлагает новые материалы, которые лучше древних, традиционны, чтож пусть будут новые материалы. Если современная мода диктует определенный стил - пусть будет новый стиль!
В этом смысле ножи Кики Мацуда можно вполне назвать авангардными - с большим упором на главное значение этого слова - передовые. Они авангрдны не только по японским меркам, где стремяться к сохранению традиций, но и по американским. Именно это сразу их выделяет среди других ножей. Именно на особый вид обратил я сначала свое внимание на страничке новинок TAD Gear. Есть в н их какие то мотивы ножей Страйдера, однако ножи Мацуда гораздо, на порядок элегантнее и, как оказалось, гораздо удобнее. Уже после того как я обратил внимание на внешний вид ножа, я обнаружил, что они сделаны из неизвестной мне стали OU31.
Мои поиски в Сети дали совсм немного:
http://www.bladeforums.com/forums/showthread.php?t=481313Про состав известно из поста Jeff Hall - C = 0.9 Cr =8.5 Mo=2 Co=3% и немного (?) ванадия. Но недавно в ноябрьском номере Blade от 2007 года я обнаружил, среди прочего, что приз за Сотрудничество 2007 в создании ножа получил нож сделанный совместно SOG и Кики Мацуда -стилизованный SOG Bowie по цене $2500. При этом написано было что сделан он из стали OU-31 64HRC, которая в три раза более крепкая чем D2 и в 10 раз лучше держит заточку чеми ATS-34! Это надо сказать впечатляет и весьма. До этого ничего настолько явно про эту сталь сказано не было.
Лезвие стали OU31 - с улучшенной микроструктурой. Сталь в которой упор делается не на твердость, а на крепкость. Как я понимаю японские металлурги научились каким то образом увеличевать твердость сталей на несколько единиц, не в ущерб крепкости - вот и появляются рекордно твердые стали типа ZDP-189 с твердостью под 67HRC, а заодно и не такие твердые но крепкие типа YXR-7 и OU-31, в которых твердость небольшая - всего 64HRC... Американцы не вытягивают твердость но увеличивают "абразивное содержание" стали добавляя ванадия в огромных количествах - при этом абразивная стойкость улучшатся, при обычных твердости и крепкости. Я давно хотел заполучить такую японскую сталь - посмотрим что это за товарищь Сухов... Ноябрь 2013 - однако, тестирование не показало каких либо выдающихся результатов...
Длина | 7" | 175 mm. |
Ширина | 1 3/6" | 30.5 mm |
Толщина | 13/64" | 5 mm |
Вес | 11.65 oz | 330.5g |
Замер остроты на нитке показал одну из самых хороших заводских заточек - 60 грамм. Такой же результат как у Микротек Куррахи. Выглядит РК полированной в зеркало, но при этом видны глубокие риски от начальной заточки (см фото в начале страницы). Нож бреет легко, но кожу с подушки пальца не особенно резво срезает и конечно висящий волос не режет, но рубит... РК линзообразная, по английски Convex по японски HAMAGURI-BA.
...
50 60 70 80 ... |
++++ ++++++X++ +++++ +++ |
Тест-карта тестирования остроты Kiku Matsuda Tanto 2 заводской заточки, ни разу не использованный. Медиана на отметке 60 грамм. Число замеров 21. |
Лезвие имеет видимо традиционную форму боевых ножей самураев - слегка изогнуто вверх, длинное и относительно тонкое.
Оказывается нет такого понятия - боевой нож самурая. У самурая был короткий меч: тан - короткий, то - меч. Отсюда широко распространенное непонимание, танто это вовсе не нож! См. подробнее далее... Правельно сказать надо так - это нож сделаный в стиле коротких самурайских мечей - "Тан-то".
Имеется фальшлезвие или обточка обуха - не знаю соответствует ли это традиции - те древние танто что я видел у антикваров в Йокогаме ничего такого не имели, но я не берусь судить и строить из себя эксперта в танто просто потому, что видел что-то там в витрине антиквара. Спуски Хамагури-Ба (HAMAGURI-BA), что видимо означает - прямые, поскольку они прямы. РК возможно самую малость S-образная, это станет видно при заточке, но я скорее всего подожду пока заводская заточка сойдет - смысла точить пока нет.
Сверху на обухе у самой рукояти имеются насечки - стандартный аттрибут современных ножей. Надо скаать насечки острые и кожу пальца порвать могут при сильном нажиме. Гарда сделана как продолжение лезвия, совсем небольшая. У традиционных танто гарда это особая деталь - овальной формы украшенная гравировкой, называется Цуба. Она делается отдельно от всего ножа и каждый сам выбирает какую ему цубу поставить на свое танто или катану. Это предмет коллекционирования. Кику Мацуда от этого "пережитка" отказался. Как и у Матвея Колдвела чоила как такового нет - получоил, РК переходит в тупье и тупье плавно опускается превращаясь в гарду. Имеется небольшое рикассо, на котором выцарапан иероглиф - видмо имя мастера. Пикантный момент - отверствие в гарде, это как я понимаю зарегистрированная торговая марка Busse и по этому поводу уже была дискуссия на форуме Busse. Посмотрим чем это закончиться.
Лезвие протравлено особой фирменной протравкой. На сайте она названа отвлекающей... Что бы это значило? Звучит серьезно как двойной кровоспуск... Ну оставим все эти маркетинговые штучки на совести продавцев - хорошо хоть они не назвали это какой нибудь брызговой сталью с хлопьями карбидов выстраивающихся вдоль РК, стройными рядами или каким нибудь булатом типа Шам сорта "Б". Протравка выпуклая, подозреваю что это просто технологичнее, чем полировка, а рисунок сделан поскольку равномерно протравить видимо сложно. Рисунку такому неравномерность только на пользу. Думаю клинок забрызгивают каким то клеем и потом травят кислотой, что бы не париться выполировывая сталь в зеркало (возможно при 64HRC это достаточно сложно). Далее следует совсем минимальная полировка, ребра клинка ею хорошо выделены, и пожалуйста канкретно отвлекающий камуфляж. Рисунок этот равномерно переходит с одной стороны на другую через обух и распространяется на хвостовик тоже.
Рукоять накладная с полноразмерным хвостовиком. крепиться двумя TORX винтами. Накладки из Микарты, похоже хлопковой такая же как мне кажется как у Busse - на ощупь пушистая и в мокром виде думаю будет скользкой. Рукоять весьма продумана, со сложной геометрией. Однако если у Колдвела рукоять рассчитана на сильные удары и потому имеет солидные и весьма удобные гарду и пяту, то здесь наоборот и гарда почти и пята полностью отсутствуют - все рассчитано на манипулирование ножем, на порхание ножа в руке. В этом смысле размер рукояти равно такой что бы помещаться в ладони, так же как у моих барабусов.
Однако манипулятивный размер рукояти это далеко не все - самое интересное это поверхность укояти испещьренная выемками - бока рукояти - длинная и достаточно глубокая выемка, кончики пальцев в нее ложаться как патроны в магазин. Это делает рукоять одновременно и очень цепкой и информативной. Нож удержвается при всех чатырех основных хватах легко и уверенно без участия большого пальца, что добавляет мобильности. Нож легко удерживается за бока легко и уверенно большим и указательным пальцами. Ну и так далее - я не обучен никаким хитрым техникам владения ножем, но могу себе представить что для энтузиастов этого дела такой нож будет просто находкой. Добавлю еще что у него и клнок как у самурайского танто.
Скосы к спинке и брюшку покрыты серией выемок-углублений размером где то с пол подушки пальца. У лезвия снизу имеется солидная выемка под указательный палец, А к рикассо рукоять спускается полого, практически плавно переходит в рикассо. Картошку чистить этим ножом труда не составит - хотя не для этого он сделан. При этом рукоять толстая - Магнум, по классификации Busse или 7/8" (23мм). Поверхность микарты шершавая, даже немного пушистая. Выемки образуют на поверхности сетку ребер, но как я не нажимал со всей силы на рукоять ладонью - никакого намека на дискомфорта, уголки на ребрах получаются небольшие и в плоть ладони не впиваются, не наминают.
Балансировка ножа - центр тяжести ровно на гарде, ровно на отверствии и нож если его повесить на шнуре продетом в отверствие висит горизонтально. Что вполне неплохо для ножа с клинком такой длины. Вообще в руке он лежит весьма приятно, даже я бы сказал не лежит а порхает, рвется выполнить какой нибудь перехват, какой нибудь трюк самурайский - жаль не обучен. Впрочем может придумать что нибудь самостоятельно, он практически сам по себе в руке порхает - с таким ножем хочешь не хочешь самураем заделаешься канкретна! Буду теперь Tanto2002 - Василий-сан...
Ножны из Кайдекса с теклоком - все же для такого класса ножа ножны выглядят дешево. Может быть я сделаю сам, посмотрим. Теклок - это такое крепление на ремень, как открытая под ремень по сторонам коробочка плоская с крышкой надевается на ремень и защелкивается, имеется проставка на винте что бы ремень внутри не болтался. Вобщем то одевать теклок на ремень и снимать удобно, но мне кажется немного громоздко и надо посмотреть насколько они удобны при носке. Теклок крепиться к ножнам двумя винтами, думаю можно легко отвинтить и повернуть для горизонтального ношения. Но проблема в том что нож сидит в ножнах очень слабо и хоть и есть некая фиксация но вытряхивается очень легко. Думаю даже при неторопливой хотьбе будет выскакивать, если навесить его вниз рукоятью, типа на плечо и т.п.
Это мой второй авторский нож, до этого был только 1-6 Матвея Калдвела. Впрочем была Янагиба из Кукихайде Йокогама, но янагиба это кухонный нож. Не знаю насколько они авторские или мелкосерийные. Кэлдвелл честно признается что делает все на станке с ЧПУ и только собирает и доводит ножи вручную. Про Кику Мицуда написано что он имеет 38 летний стаж в ножевом бизнесе и известен своим искусством выведения самых разных спусков на боковой поверхности вертикально расположенного круга - самый опасный способ выведения спусков, поскольку при боковой нагрузке круг легко разламывается и из за высокой скорости вращения разлетается в разные стороны как шрапнель! Но вот Кику занимается этим 38 лет, делая ножи для многих американских вир размещавших заказы в Секи. За это время он достиг совершенства и по его словам руки сами по себе не хуже станка с ЧПУ выводят любые спуски, какие только ему придут в голову. Так что вполне вероятно что мой Танто 2 сделан самим мастером вручную, благо для него это "как два байта переслать". Хотя может быть это мелкосерийное производство как Busse, Strider и пр.
В ручую нож был сделан или нет, самим мастером или подмастерьем, но ножем я очень доволен. Конечно цена ужастная, но это какая то новая многообещающая сталь, и скорее всего этот нож стоил тех денег, а можеть быть и больше. Как долго Мицуда буте представлен на американском рынке я не знаю, японцы здесь появляются на год и исчезают, посмотрим. Возможно у этого ножа имеется какая то коллекционная ценность. Так или иначе, но качество великолепное, заточка превосходная, дизайн отменный, продуманный, плюс это современная версия настоящего танто сдаланное потомственным самураем!
Положил фотографии ножа Кику Мацуда на BF. Довольно интересная произошла дискуссия - выяснилось что Танто это вовсе не нож, а короткий меч. Из за этого я не понимал о чем идет речь, когда мне сказали что танто должно быть длиной меньше 12 дюймов иметь хамон и отверствия в хвостовике для крепленя рукояти бамбуковыми шпеньками. Под это определение можно все что угодно подвести, и это у меня вызвало недоумение, но потом выяснилось что подразумевается то танто это мечь, а нож это хочо. Так все встало на свои места.
http://www.bladeforums.com/forums/showthread.php?t=498904
Кроме того полагается что бы танто как и любой мечь было произведено из тамахогане. Производить их имеют право только лицензированные мастера и только в ограниченных количествах, тогда танто будут легальными. Если танто или катана обнаружена каким то образом, оно должно быть лицензировано. Во время второй мировой было наделано множество катан и танто из обычной серийной стали, такое оружие не лицензируется, а подлежит уничтожению, поскольку не может быть признано произведением искусства или культурным наследием.
Так что номинально мое танто тантом не является а есть хочо (нож) сдаланный в стиле танто. Учитывая что настоящее танто стоит легко десятки тысяч долларов и скорее всего территорию Японии вообще не покинет, можно об этом не беспокоиться - все равно скорее всего мне такого не видать. Так что вплне можно называть этот нож - ножем в стиле танто. Это ничего не меняет. Думаю что все равно Кику Мацуда сделал этот нож как можно больше соответствующим духу танто из того что реально доступно, кроме того в современном американском милитари стиле.
По поводу стали OU-31 - поиски источника информации о том что она в 10 раз держит заточку лучше чем ATS-34 привели меня к описанию лабораторной в старшем классе какой то японской школы, где учитель на примере рубки бумаги демонстрировал ученикма что такое тестирование. В результате были получены какие то абсолютно не надежные и не показательные результаты, что однако дало возможность рекламному отделу одной американской ножевой фирмы заявить что "есть данные что OU-31 в десять раз держит заточку чем ATS-34" - отсюда и пошли эти разговоры! Как обычно безпардонное рекламное вранье! О твердости клинка - нигде ничего не говориться - вот в этой бумажке OU-31 Data написано что высокая твердость - эквивалентна M2 64HRC. Можно ли это понимать как твердость в 64HRC? Или ее свойства каким то образом эквивалентнв M2 закаленной до 64HRC? Как то это все подозрительно туманно, да и из графика на той же страничке следует что 64HRC она в принципе не достигает - максимум 63HRC и то наверно это при максимально хрупкости. Да и откуда там взяться такой высокой твердости при довольно низком содержании углерова C=0.9 Cr =8.5 Mo=2 Co=3. Вообщем сталь эта - тот еще кот в мешке.
2007 (C) Nozh2002 All rights reserved
No comments:
Post a Comment