Sunday, November 24, 2013

Марычев С.Е. - "Чирок"




Этот первый русский нож, который я обнаружил в Сети еще наверно в 2002 году на сайте "Best Knives". Сразу он запал мне в душу. И вот наконец через пять лет я его заполучил с оказией. Нож имеет свою харизму - необычное лезвие, изогнутая рукоять и подходящее название. Ну и кроме того как сейчас модно говорить - экологичность. То есть рукоять из дерева, природного материала. В США таких ножей все меньше и меньше, не так давно, и здесь рукояти делали из кожи, дерева и кости, но сейчас этого почти нет - наверно только Бак держит традицию, а так все пластиковое, тактическое.


Вообще в Америке тенденции в ножевой моде двигаются в сторону тактических ножей для селфдефенсу, желательно в названии что нибудь спецназовское - SOCOM (объединенное командование спецопераций), Navy Seal (флотский спецназ) и т.д. В России, как я понимаю, эти веяния цивилизации затронули только одну фирму, которая производит невозможных уродцев "для спецподразделений силовых ведомств". В остальном же на российсике ножи приятно посмотреть, приятно в руке подержать. Возможно из-за всяких ограничений, нормальные ножи могут купить только охотники и потому ножевикам приходиться делать практичные ножи, не столько что бы тешить подростковые фантазии о собственной крутости и селфдефенсности, а для дела, для работы. 


Потому и рукояти рабочие - объемистые, удобные, не наминающие руку при нагрузках. Кстати я неудобство Spyderco Military в этом смысле ощущаю сейчас во время тестирования, приходиться манильский канат резать по тридцать раз подряд и не хорошо заточенным ножем а уже слегка затупившимя - рука начинает болеть, тонкие накладки в нее весьма ощутимо врезаются. У Чирка я себе такого представить не могу, хотя для полной достоверности надо бы им то же порезать такое же количество манильского каната. Замечу справедливости ради что Buck 110 - классический, уже почти историчский, американский складной нож имеет как раз широкую деревянную рукоять.


Сталь на клинке 95х18 - аналог в каком то смысле американской 440C. Правда в американской присутствует молибден, так что говорить что это то же самое нельзя, скорее по составу они достаточно близки, как и AUS-10. Вообщем 95х18 это высокоуглеродная нержавеющая сталь, в той же категори что и все модные современные не порошковые стали ATS-34, VG-10, BG-42. Говолрить о свойствах я не буду пока не протестирую ее на манильском канате.
 
Длина 3 1/4" 81 mm.
Ширина 1" 24 mm
Толщина 3/32" 2.5 mm
Вес 4 oz 114g


Чирок показал весьма неплохой результат начальной заточки при тестировании на нитке - 60 грамм. Это как у Микротек Куррахи и Спайдерко Милитари - то есть среди лучших заводских заточек.

40 +
50 +++++
60 ++++Х+++
70 +++++
80 ++


Клинок треугольный похож на клинок Делики, но изящьно изогнут с приподнятым острием  - уточкой. Точнее утиным клювом. РК практически идет по дуге. Спуски бритвенные, вогнутые, но не сильно радиус кривизны достаточно большой, занимают где то половину ширины клинка. Никаких перекосов - спуски выведены идеально. Для "одноруого" открывания большим пальцем на клинке предусмотрено отверствие - продолговатое, не нарушающее тем самым торговую марку Спайдерко. Над отверствием обух приподнимается образуя дополнительный упор для руки. 


Какая либо маркировка или логотип на клинке отсутствуют. Обработка - пескоструйка, достатосно грубая, пальцы оставляют заметные пятна.  Имеется чоил, размером ровно в два раза меньше чем нужно для указательного пальца. Забавно, что тем не менее, за чоилом идет еще тупье и от края РК до рукояти места ровно на палец, но край чоила на тупье весьма острый как зуб и вгрызается в палец если его туда переместить. Первое что я сделал увеличил чоил Дримелем в два раза за счет тупья - получилась весьма удобная площадка для указательного пальца на клинке.


Рукоять солидная - толстая, ухватистая, несмотря на достаточно компактные размеры ножа. Стальные плашки, в одной из которых пропилен замок Волкера и Деревянные накладки из ореха. Никаких винтов крепления снаружи не видно, кроме осевого винта. Головки винта латунные,  идентичны с обоих сторон, с крестовыми пропилами - смотриться весьма симпатично. Монтаж сквозной, легкий для очистки ноже. В пяте имеется отверствие под ремешок, поначалу оно мне показалось слишком узким, но продев в него свой стандартный коанный ремешок, я понял что такое отверствие наоборот идеальный вариат - не болтается, держиться недежно.


Рукоять то же изящьно изогнута, в сечении сильно округлена, пята так же округлая. В результате в руке лежит весьма комфортно. Плашка и накладка противоположные замку имеют весьма удобный срез для доступа к замку. В довесок этот срез позволяет руке немного цепляться - хотя гарды как таковой нет, что впрочем и не нужно для джентельменского ножа, впрочем, как я уже говорил, роль гарды может играть подъем обуха над отверствием для открывания. Поверхность деревянных накладок отчкурена относительно грубо, не в зеркало как это я обычно делаю. Но я не стал сам отшкуривать - все в принципе аккуратно и определенная шершавасть на рукояти не помешает, единствено что я в несколько слоев покрыл орех трубочным полишем с карнаубой, так что у рукояти появился неестественный пластиковый блеск.


Чирок похож на Делику, но совершенно очевидно что это разные ножи - в разных категориях. Во первых он чуть больше и гораздо мощьнее, замок Волкера. Собран на винтах, солидная рукоять из дерева - то есть превосходит делику по всем параметрам, кроме цены - по цене заметно дешевле. Ну и общий вид поизящьнее чем у Делики, даже по сравнению с ее ранним вариантом - нынешняя Делика-IV смотриться уже совсем не изящьно.


Я нахожу больше сходства Чирка с Милитари, хотя это разного размера ножи, да и разного класса. Все же у Спайдерко ножи которые цепляются на карман тесных джинсов, то есть легкие, тонкие и с клипсой. Чирок правельнее носить в чехле на ремне, хотя я просто ноши в кармане куртки. 


По ощущениям при работе в руке Чирок ближе к Баку 110 - такая же шрина рукояти, но у Чирка она округлая и значительно легче, за счет открытого монтажа и отсутствия массивных латунных больстеров и пяты.


В весе Чирок явно выигрывает, но впрочем он и поменьше Бака 110. Другой явный плюс по сравнению с Баком - пластинчатый замок и подручивающийчя осевой винт. Ну и дерево на рукояти цельное, а не фанера, и сталь получше...


Ножем я доволен невозможно, заточил его до состояния строгания волоса, приделал кожанный ремешок, покрыл карнаубой и таскаю с собой постоянно в кармане куртки. Нож функционален, красив и в руках подержать приятно.
http://www.youtube.com/watch?v=aQPwHu4lxsQ


SUNDAY, APRIL 28, 2013

Разбирая свою коллекцию ножей наткнулся на ножи Марычева - Чирок и Нерпу. Лет шесть они у меня - весьма харизматичные ножи, особенно Чирок. Я их покрыл карнаубой не отшкурив как следует в результате рукаяти получились какими то стеклянными - какими то неприятными на взгляд и на ощупь. Меня это расстроило и потому я как то эти ножи незаслуженно обходил своим вниманием. Я попытался дело исправить, не до конца понимая почему они мне не нравяться - несколько лет назад отполировал поверхность клинков, которые были обработаны грубо пескоструйкой. Клинки лучше стали но от ощущение дискомфорта это меня не избавило. И вот только сейчас я понял что на самом деле все портит стеклянность рукояти.
Самое главное осознать в чем дело, дальше уже исправить ситуацию дело техники - отполировал рукояти в ручную шкурками от 180 до 1000 и ножи сразу стали своими - элегантны, экологичны и приятны на ощупь. Гармония восстановилась.




дата создания 5 Октября 2006
2006 (C) Nozh2002  All rights reserved

No comments:

Post a Comment