Tuesday, November 26, 2013

M.D. Caldwell & Co 1-6
Nozh2002



По воле случая я наткнулся на эти ножи в Vintage Knives через форум Busse. Там в одном из тредов была фотография Нессмука с этого сайта, через картинку Нессмука я вышел на сам сайт и на каталог с ножами Матвея Кэлдвела. Ножи на картинке мне сразу понравились - есть в них аристократическая простота дизайна, при этом мощь и сила - что то такое элементальное, типа как суть вещи не более... И при всех необходимых параметрах хорошего ножа, цена по моим меркам (уже испорченых ажиотажем который организовывает вокруг своих ножей Busse) показалась весьма привлекательной - в полтора раза дешевле Барсука. Да и надо как то бороться с пугающей Busse-зависимостью, которая у меня в последний месяц выработалась. Нож ничем не хуже Busse с первого взгляда, разьве что сталь не INFI, а 154CM (Ноябрь 2013 - что как оказалось на самом деле большой плюс, поскольку INFI для ножей не подходит).


Нож сделан как ножи Busse - широкий клинок, полноразмерный хвостовик, текстолитовые накладки (Холстяная Микарта). Однако, тем не менее у него свой особый, различимый стиль. Во первых это более простая в профиле рукоять, которая тем не менее весьма фигуристая если смотреть на нее сверху. Во вторых полностью закрытый хвостовик, сталь не выступает ни на гарде, ни на пяте. Кроме того отсутствие чоила - прямой переход РК в рукоять со своего рода получоилоим, то есть вроде бы и нет чоила - РК не обрывается, не цепляется за ветки при резе, но палец тем не менее есть куда положить. Ну и Микарта не такая пушистая или лохматая как у Busse.


Матвей Кэлдвил использует современный подход к ножеделанию - все детали производяться на станке с ЧПУ, но потом собираются и доводяться до конечного вида вручную. Так же работает и Джерри Бассе и многие другие как я понимаю, видимо поэтому и такая дружеская цена у этих ножей. Впрочем это первая партия из 150 штук и возможно цена больше рекламная, призванная заявить о новом брэнде на рынке, а не заработать. То что нож собран в ручную и детально проинспектирован совершенно очевидно, качество сборки - практически идеальное, никаких ляпов никакой кривизны. 


Сталь - старая добрая 154CM, которую я весьма уважаю и ценю больше чем полее популярную или скажем так - более раскрученную CPM S30V. По словам Роберта Кэлдвела твердость 58-59 HRC, что вполне адекватно для ножа таких размеров. У лезвия прямые спуски от обуха - опять тройной клин, особая черта ножей русских мастеров, о чем Кэлдвил видимо не знает, как и многие другие американские производители, поскольку здесь это не редкость. Клинок - матовый, обработак струей воздуха под давлением с мелким абразивом. Каким абразивом обрабатывает свои клинки Матвей я не знаю, но бывают они от "грубого" стеклянного порошка до деликатнейших семян папортника, которым еще делают присыпки младенцам. Думаю что в данном случае абразив был весьма мелким - кое где проступают риски от гриндера образуя "парабулатный" узор - но назвать под это дело сталь какой нибудь куросан или корпускулярной сталью Матвей не догадался.


Длина 5 13/16" 147мм.
Ширина 1 1/2" 38.5мм
Толщина 1/4" 6.3мм
Вес  12.40 oz 351.7г


Заточка заводская - просто ужас! На подъеме где то в районе 170 - даже решил не заканчивать замер увидев такое, померял в другой точке:
 
...
100
110
120
130
140
150
160
170
180
...

 +
 ++
 ++
 +++++
 X+++++
 +++  ++
 +
Тест-карта тестирования остроты M.D.Caldwell & Co. 1-6 заводской заточки Медиана на отметке 140 грамм. Число замеров 21


Там не все так ужастно, но, все равно, это пока что худший показатель из всех моих ножей, на которых я мерял заводскую заточку. Впрочем РК у него весьма узкая, при ближайшем рассмотрении я обратил внимание на то что она очень аккуратная, без рисок и выглядит точно так же как и клинок. Похоже что РК это то же результат работы станка с ЧПУ при этом потом по ней еще прошлись струйной обработкой. Если так то посредственная острота вполне понятно. Впрочем для меня это наверно лучший вариант! РК тонкая, аккуратная, то что не острая - не беда, я все равно все ножи перетачиваю.

Вот переточил и это нож - оказалось что РК слегка "S" образная - самую малость так что заметен этот изгиб только при заточке на плоскости, времени на его выпрямление ушло совсем немного, особенно с DMT D8XX. Прошелся по всей цепочке:
Extra Extra Coarse, Coarse, Extra Fine, Extra Extra Fine, Green Rouge, 1 micron DP, 0.3 micron DP, 0.15 microns DP
В этот раз было заметно улучшение остроты на алмазных порошках, после пасты ГОИ (оксида хрома) нож волос не строгал и не особенно резал - хотя конечно руку брил лихо, с отпрыгивающими волосками и пр. После 1 микрона стал резать и слегка строгать - то есть резал не ровно перпендикулярно а наискосок, но совсем коротко. После 0.3 стал резать на искосок, то есть расщеплял волос, но не аккуратно. После 0.15 микрона стал уже адекватно строгать. 


После того как я получил по почте первый нож, я сразу понял, что мне нужен второй, настолько первый оказался хорош! Да и тот факт что их всего сделано было 150 и как подтвердил на Blade Forums Матвей больше таких не будет, то же способствовал моему решению заиметь еще один. В конце концев Барсуков у меня два, а 1-6 никак не уступает с моей точки зрения, да и дешевле. Вообшем сразу же заказал еще один, и вовремя, потому как взял последний. Повезло, потому что оставался ровно тот, который я хотел с черно-бирюзовой рукоятью.



Клинок толстый - 1/4" или чуть больше 6 мм. Однако при ширине в полтора дюйма и прямых спусках прямо от обуха этот нож весьма делекатен в резе - плоскости спусков сходяться под весьма острым углом и рез получается весьма приятным. Рикассо практически отсутствует и лого фирмы стоит прямо на спуске. Чоила нет, в смысле РК не обрывается не уходит вверх, однако все же есть куда положить указательный палец перед гардой для особо тонких работ. Тоесть есть как бы получоил и РК плавно переходит в полудугу вливаясь в гарду. Спуски для такой геометрии должны выводиться очень точно, и сходиться на РК тютелька в тютельку, любое отклонение в длине спусков сразу будет видно как несхождение на РК, но похоже Кэлдвилл в своем ЧПУ уверен.


Рукоять это основное достоинство этого ножа! В других ножах такого типа обычно гарду и пяту оставляют открытыми, накладками их не прикрывают, от этого ощущение не всегда приятные. Собственно Busse, который и придумал этот дизайн,  делает гарду удобной, но у его последователей не всегда с выступающего металла снимают достаточно фаски или полоса тоньше и потому сильнее врезается. У Кэлдвила вся поверхность хвостовика прикрыта накладками и этот простой факт делает его ножи особенными! Комфортными, удобными и безопасными.


Другой важный момент - рукоять весьма фигуристая - ее трехмерность ярко выражена. Это хорошо заметно особенно на черно бирюзовой рукояти где слои микарты демонстрируют рельеф как на топографической карте. Рукоять расширяется по центру и на гарде и на пяте - весьма удобная и безопасная геометния. За счет этого расширения на пяте нож хорош в рубке - рука цепляется мизинцем за пяту при остальных пальцах расслабленный, что увеличивает плечо для разгона ножа. Так же и гарда весьма уверенно расширяется в стороны - эффект такой же как у MOD Mark I и II хоть это расширение и не так ярко выражено. 


Накладки крепяться к хвостовику двумя небольшими винтами Torx. Думаю что такой же монта как и у Райнджера, то есть в отверстие в хвостовике вставляют длинную гайку - трубочку с резьбой внутри и с двух сторон ввинчивают винты. Микарта на рукояти сделана из холста, не лохматиться, жесткая на ощупь почти как G10. Поверхность не полированная совсем и видно как двигался ЧПУ  когда ее вытачивал - если присмотреться то видны бороздки, которые делают рукоять немного шершавой, но при этом на ощупь приятной, не раздражающей.


Центр тяжести располагается ровно на гарде. Возможно здесь заложен глубокий смысл - для "тонкой" работы указательный палец скорее всего удобнее держать на получоиле и тогда центр тяжести будет в руке, нож не будет выныривать из кисти даже расслабленной, а при рубке когда рука будет целиком за гардой центр тяжести будет за ее пределами как и положено для больших рубящих ножей. Впрочем вряд ли этот нож рубящий. Хотя он и сделан по стандартам Busse его все же никак язык не поворачивается назвать топором сделанным в форме ножа. Клинок у него хоть и большой и мощьный, но тем не менее деликатный - свойство присущее истинным природным аристократам, сила, мощь и деликатность, плюс простота, не в смысле упрощенности, но лаконичности, когда ничего нет лишнего, только сама суть вещи.


Кроме того меня весьма прельщает цвета рукояти - что то в них есть светлое, солнечное, соломенное, деревенское. Даже бирюзово-черная микарта достаточно светлая, поспольку не черная а скорее серая. Возможно текстура грубого холста, из которого сделана микарта, создает ощущение чего то родного деревенского, самодельного и в то же время добротного и надежного. Чего-то мирного и доброго, не оружия разрушения, а инструмента созидания. 


Ножи продавались с универсальными ножнами третьей фирмы  - Spec-Ops. Типа специальные операции, канкретна спецназовские! Действительно на них предусмотрено крепление к бронику, так что нужды армии учтены - как я понимю для этого на обратной стороне имеется простеганый ремень. Ну и для мирных целей они весьма удобны. Больше всего мне понравились и даже приятно поразили регулируемые застежки на кнопках, которые на самом деле двуслойные и слои крепяться друг к другу липучками, так что можно отрегулировать длину застежки под ту или иную рукояти ножа или ремень. А уши под ремень то же на застежках, так что можно одевать-снимать ножны не расстегивая ремня.


Ножны не только имеют простежки для шнура но и поставляются уже прошнурованные со шнуром со стопором под цвет и весьма солидной длины. Вставка термопластовая, надеюсь что она способна выдержать давление и не прорежется в случае падения - аварийной посадки. Вставка крепиться винтом и вынимается что бы ножны можно було постирать. Имеется кармашек который закрывается естественно липучкой. На ножах СОГ в таком кармашке помещался миниатюрный точильный брусок. Сегодня туда можно положить набор алмазных пластинок для заточки. Но я поразмыслив решил что если бы я выбрался в поле то держал бы в этом кармашке мультитул от Лезермана, в котором есть и небольшой мелкий напильник и точило алмазное. Другой вариант - держать там складной нож типа Милитари.

Для сравнения размеров - вот он рядом с Кабаром:



Настолько мне понравились эти ножи что я списался с Матвеем - спрашивал насчет модели с полированным клинком. Он сказал что он делает только сатинированные - то есть не совсем зеркальная полировка, но близко к тому, и у него есть с черной рукоятью, но что он скоро сделает еще один с оранжево черной. Я тогда сказал что мне интереснее с оранжево черной - типа гвардейские цвета георгиевской ленточки и я могу подождать. Через месяц я его получил!


Матвей говорит что это единственный нож 1-6 с такой рукоятью и кроме того это последний из серии 1-6, больше он уже таких ножей делать не будет, сейчас занимается 1-4 и возможно в будующем появиться 1-7 - таой же но диной в 7 дюймов. По мне так 1-6 практически идеальный вариант. Действительно с 2007 года по 2013 я видел тольк ножи от Матвея с клинками 5 и 7 дюймов. И на прямой запрос на форуме сделать еще один такой оранжевочерный нож, Матвет ответил, что он сделал один эксклюзивно для Василия и других таких делать не будет! Круто! Я тем весьма тронут был.



Надо сказать что сатинированный клинок и оранжево-черная рукоять делают этот нож как то более формальным чем два другие - парадным я бы сказал. Тем более что это мой эксклюзивный вариант. Толко вот нету подходящих для ножей парадов у нас тут в Калифорнии. Впрочем он не только сатинированным клинком и цветом отличается от двух других ножей - у него на рукояти сделаны продольные бороздки по всей длине по контуру рукояти. Бороздки не глубокие и коже никакого дискомфорта не доставляют, хотя это надо проверить в деле. 



Матвей продолжает делать ножи - понемногу но регулярно. Цены емного поднялись. Я постоянно вижу то одну то другую модель в продаже, в основном на том же intage Knives (вот и сейчас там лежит 2-5). Другие его модели сделаны в том же стиле и в большинстве такие же как этот, с вариациями в длине. Он какое то время в угоду селфдефенсникам делал выступ хвостовика углом на пяте, что мне совсем не нравиться, но недавно кардинально поменял форму пяты - теперь она сводиться в угол. Весьма интересное решение.



Вот три моих Caldwell 1-6 во всей красе. Завел я их себе когда серьезно болел Буссе и ИНФИ, но та болезнь прошла как только я стал ножами с ИНФИ резать - как рукой сняло, осталось чувство глубокой досады, что дал себя обмануть. Но вот эти ножи радовали меня с самого начала и продолжают радовать. Никто про них всякие небылици не придумывал, обычная сталь - хороши сами по себе, приятно посмотреть, приятно в руках подержать, приятно ими порезать или порубить...



Парадный нож был с парадными авторскими ножнами A.C.Warren из Портланда, Орегон. Ножны просто великолепны и в красоте и в качестве и в отделке и в теснении и в удобстве... Сплошной восторг! 


дата создания: 20 Августа 2007
2007 (C) Nozh2002 All rights reserved

No comments:

Post a Comment