Saturday, November 23, 2013

Farid Mehr - T1000v
Nozh2002



Этот нож я обнаружил случайно, просматривая разные сайты на предмет складников Дозьера. Которые я все ни как не решусь купить - уж больно дорого по моим понятиям. Взгляд как то проскользнул по этому ножу и зацепился за фразу "быстрорежущая сталь T1". Как то это у меня отложилось и позднее я стал смотреть что это за сталь такая. Исследования мои меня вдохновили - это древняя быстрорежущая сталь с 18% вольфрама, которой резали металл до 1940 года. По отзывам она на 20-30% "лучше" M2 (для ножей электро рубанков)... Дальнейшие исследования показали, что никто больше ножей из этой стали не делает и не делал, что в наличии только один этот нож и все остальные упоминания устарели на несколько лет. Вообщем, это все убедило меня что этот нож мне в коллекцию просто необходим! Некоторе время ушло на внутреннюю борьбу - цена достаточно высокая (хотя для заказных ножей она весьма демократична), и вот американский почтальон с толстой сумкой на ремне принес мне заветную посылку...



 
Итак сталь - T1 (Tungsten - вольфрам) первый в мире быстрорез, изобретенный еще в 1910 году американской фирмой Crucible (оказывается этой фирме уже сто лет). До 1940 года, когда часть вольфрама стали заменять более дешевым ванадием, доминировала на рынке быстрорезов - инструментов режущих другие стали, сейчас это только 4% в Европе и менее 1% в США. В России эта сталь как я понимаю идет под маркой Р18. Состав стали T1:
C=0.65–0.80,  Cr=3.75–4.00,  W=17.25–18.75, V=0.9–1.3 Mn=0.1–0.4 Ph=0.2–0.4
Почти пятая часть стали - вольфрам. Утверждается что все 18% процентов это карбиды, хотя мне непонятно как 0.65-0.80% углерода могут связать все 18% вольфрама? По сети можно найти сайты предлагающие из этой стали ножи для промышленных электрорубанков. На сайтах в пользу T1 говориться что она служит на 20-30% дольше M2 и особенно подходит для работы по дереву твердых пород. На сайтах предлагают более стойкие ножи для электрорубанков, но уже не из стали а карбидных сплавов с напылением и пр... Из сталей T1 похоже самая крутая. Crucible уже эту сталь не выпускает, а предлагает другую вольфрамовую сталь - T15PM, порошковую и с гораздо меньшим содержанием вольфрама. Так что нож из T1 в самом деле большая редкость. Надеюсь что ножи из нее не делают из-за трудоемкости работы с тугоплавким вольфрамом и редкости, а не потому что она не подходит для клинков - в конце концев на ножах электрорубанков эта сталь работает. Вообще вольфрам отличается не только тугоплавкостью но и ковкостью именно поэтому из него делают нити для лампочек накаливания. Кроме того из-за высокой крепкости его добавляют в бронебойные боеприпасы и в танковую броню.


Большой минус этой стали в ее высокой коррозийности. после перетачивания, когда я смывал с клинка остатки хром оксидной пасты, она у меня стала ржаветь прямо на глазах! Я так перепугался что просто залил весь нож ружейным маслом и потом надраивал лезвие пропитанной тряпочкой от Alfa Knives Supply. Ржавчина стало видна меньше, но все равно следы какие то остались - этот момент меня прямо скажем напряг - ну что ж буду знать. Постараюсь промывать его в холодной воде и регулярно смазывать. Чтож это не суперсовременная ZDP-189, это почти античная по металлургическим меркам вольфрамовая сталь, почти столетней давности, надо такому солидному возрасту оказавыть должное уважение и заботу.



При такой крутой стали и клинок соответствующий - я бы сказал колунообразный. Спуски слегка вогнутые чуть меньше половины ширины, у рукояти слегка уже и слегка расширяются к острию. скос обуха у острия сточен под довольно большим углом с обоих сторон, но назвать это фальшлезвием язык не поворачивается. Вообщем лезвие весьма и весьма крутое. Поверхность обработана пескоструйкой, что я отношу к минусу - конечно такой нож не демаскирует подводника девирсанта не сверкнув в луче солнца из мутной глубины, но с другой стороны будет и весьма способствовать ржавению, поскольку шершавость добавляет площади поверхности и способствует задержанию влаги и прочее. Я сейчас уже абсолютно уверен что для производителей ножей пескоструйка просто дешовый заменитель хорошей полировки, поскольку легко маскирует следы выведения спусков, царапины и прочее, но не избавляется от них. А в результате клинок и более подвержен коррозии и увеличивается сила трения при резе о спуски, требуя дополнительных усилий. 
 
Длина 3 1/2" 89 мм
Ширина 1 3/64" 27мм
Толщина
11/64" 4.2мм
Толщина режущей кромки 3/64" 1.1мм
Вес (с ремешком) 6.6 oz 187.4 грамма


Начальная заточка была весьма дубовой (я все же полагаю что нож практически не использовался - никаких следов хоть малейшего износа я не нашел). Руку не брил, так что я первым делом пошел его точить на свой вкус. РК у этого ножа претолстенная, в этом смысле он вполне может конкурировать с заточенными ломиками от Busse. Поэтомк точить его даже на Extra Extra Coarse пришлось целый вечер. И дело было не только в начальном большом угле на РК, но и в том что этот угол плавал, что РК получилась волнистой и это пришлось исправлять долго и нудно. Возможно тут роль сыграл и вольфрам, но я все же реально не заметил большой разницы с другими сталями. После того как приличная 30-ти градуская РК была сформирована, заточить его до состояния строгания волоса труда не составило. При этом заусенец получался тонкий, деликатный и сводился на коже с пастой наверно немного дольше чем у других сталей, то есть сталь твердая, похоже. Но до строгания волоса заточилась без особых проблем.




У клинка имеется небольшое подобие чоила, солидное рикассо и бока клинка над спусками, где написано имя мастера - Farid. Имеется солидный шпенек - 8 мм в диаметре, но только под правую руку. Я его обточил - уменьшил, иначе он мешался при заточке. Над шпеньком имеется участок выдающийся над обухом. Этот участок заметно выдвинут за ось клинка и потому сего помощью легко открывать нож большим пальцем. Легче чем шпеньком с моей точки зрения. Такой же приблизительно механизм есть у Бака 880 - складного Бака Страйдера, только здесь этот своего рода спинной плавник работает на открывание гораздо лучше. Этот момент меня убедил в том что нож этот не так прост как кажется и многое в нем весьма хорошо продуманно, несмотря на внешнюю дубовость.



Рукоять то же весьма хорошо продуманна. По форме она слегка изогнута. У оси клинка снизу имеется еле заметный глазу выступ - псевдо гарда, которая тем не менее рукой ощущается весьма убедительно. Плашки рукояти титановые и замок Волкера, пластинчатый - часть одной из плашек. Держиться все на всего двух винтах - осевом и заднем. Кроме того накладки из нежно зеленой G10 - стеклотекстолита, крепяться к плашкам двумя винтами каждая. Накладки напоминают по цвету и полупрозрачности полудрагоценный камень нефрит. 



Вот эта полупрозрачность придает с одной стороны ножу необычный вид, типа полудрагоценный, но с другой стороны, опять требует дополнительного внимания. Когда я в панике заливал ржавеющий на глазах нож ружейным маслом, часть масла попала под накладки. Эти потеки масла просвечивали сквозь полупрозрачный стеклонефрит и рукоять в результате пошла весьма некрасивыми пятнами. Пришлось нож разбирать и масло вытирать - после чего нож приобрел свой начальный аристократичный вид. Когда привязывал ремешок, часть карнаубной мастики опять попало под накладку, опять на рукояти появилось пятно - опять пришлось вытирать что бы восстановить начальный вид. Посмотрим насколько это будет часто происходить. Впрочем нож очень легко разбирается-собирается.



В рукояти имеется отверствие под ремешок. Я сразу привязал солидный кожанный ремень с узлом висельника. Ремешок подобающий статусу этого ножа который занял свое место среди моих особых ножей - Юны, Зиты и Сокома. Имеется так же простенькая и элегантная титановая клипса, которую я малость закруглил, а то она руку корябала немного, но неприятно. Единственно, эта клипса крепиться на достаточно большом расстоянии от конца рукояти и потому из кормана рукоять выступает сантиметра на три. Конец рукояти заострен и несет некую тактическую ценность. Это меня уже не трогает, довольно много ножей имеют заострение рукояти, но реально пока на практике это никакого дискомфорта не вызывало. Типа канечно финским хватом держать нож не удобно, но как то вот пока ни разу этим финским хватом мне нож держать не понадобилось в реальной жизни, так что мне пока все равно...



Под солидный шпенек в рукояти сделан соответственно солидный вырез, он так же дает легкий доступ к пластине замка. Вырез сделан весьма грамотно и никакого дискомфорта не вызывает, даже если сжимать нож со всей силы. Даже наоборот играет роль подальцевой выемки. Поначалу слегка корябалась клипса, но я это легко поправил, аккуратненько ее закруглив. Вообще нож весьма неплохо ложиться в руку. Накладки скруглены, потому рукоять напоминает этакий толстый стручек гороха или бобов (да и цвет у него зеленый). То что она такого не обычного для ножа цвета, мне весьма нравится. Что то есть ограниченное в предпочтении черного цвета - какая то боязнь что тебя примут за девченку что ли? Чтож думаю мне это не грозит и потому я  предпочитаю разноцветные рукояти, без подобного рода подростковых фобий. По мне так это несомненно лучше когда цвет яркий, заметный, тогда нож проще найти в рабочем беспорядке моего стола.



Накладки рукояти гладкие, без каких либо рельефов. Почему то какое то время назад пошли в моду рукояти с пилообразными насечками на поверхности - что бы типа не скользили в руке... Они конечно не скользят, но руку рвут этими зубьями, так что ножем можно только в перчатках пользоваться. Я же наоборот предпочитаю гладкие рукояти, к которым ладонь просто прилипает, при этом чем ровнее поверхность тем лучше ладонь к ней прилипает. Для того что бы нож не выскальзовал из руки я предпочитаю что бы у него был центр тяжести был расположен на рукояти, лучше всего посредине , тогда он не старается "вынырнуть" из руки, и кроме того что бы форма рукояти предусматривала зацепки, типа псевдогарды или подпальцевой выемки, но никак не "зубастой" поверхности. У этого ножа центр тяжести расположен не посреди рукояти, а на вырезе под шпенек - что вполне приемлимо. А зубья имеются только на спинном плавнике и то они весьма аккуратные и палец не рвут.



Для удаления маслянных пятен я нож разобрал на части - разбирается он весьма легко. Все держиться на двух винтах - осевом винте клинка и винте на конце рукояти. У второго имеется интересная шайба разделяющая плашки - она скруглена и почему то синего цвета. Достаточно широкая, что бы совместно с клинком и его шайбами держать плашки параллельными. Кроме того есть стопор но это просто металлический штырек без резьбы, вставляющийся в отверствия плашек. таким образом у ножа внутри, между плашками нет вообще никаких перемычек - ничего не мешает очистке, если вдруг какая то грязь или какой нибудь мусор умудриться там за что то зацепиться. Вот такое дизайнерское решение мне весьма импонирует, просто и весьма элегантно и при этом огромный функциональное преимущество. Вскрытие так же показало, что осевые шайбы клинка тефлоновые, что в лучших домах Филадельфии ныне не котируется - надо будет заменить их на фосфорную бронзу. Впрочем этих тефлоновых шайб там по две с каждой стороны, наверно это плавность хода улучшает.



Так получилось что мне после долгого перерыва пришли почти одновременно два новых ножа T1000v Фарида Мехра и Скаут Александра Ивановича Чебуркова. Два очень похожих ножа и очень различающихся. Они однозначно одного класса но совершенно разных весовых категорий:



Я в полном восторге от обоих несмотря на то что они весьма противоположны. Русский нож для деликатного, я бы сказал изысканного реза, с вогнутыми спусками и весьма тонкой режущей кромкой, тогда как английский скорее похож на колун с толстенной РК, для того что бы "кирпичи резать". Русский ближе к природе - с деревянными накладками, английский весь технологичный с супер вольфрамовой сталью, титаном и накладками стеклотекстолита - G10. Тем не менее я весьма рад обоим - для каждого найдеться работа. Кроме того оба ножа весьма высокого качества, хотя T1000v я малость модифицировал и хлопот он мне доставил больше - и затачивался дольше и пришлось очищать пространство между плашками и накладки от масла...



А тут нож Мехра со своим собратом, ножем Бака-Страйдера с которым он очень схож, по своей крутости. Хотя у Бака 880 все жк РК не такая толстенная и вогнутость спусков ярче выражена. Но по сути это оба ножа из класса - "кирпичи резать". И обработка клинка похожая и форма схожа и простота. Однако у Бака спинной плавник меньше заходит на сторону рукояти и потому с его помощью открыть нож полностью сложно, можно только иницииравать открывание и дальше раскрыть инерционно, а вот нож Фарида открывается полностью с помощью спинного плавника легко. Кроме того у Бака четыре крепежных винта, а у Фарида два. 



На самом деле меня в первую очередь при покупке интересовала сталь. По ножу я единственно постарался убедиься что он не отстой. Оказалось что нож сам по себе весьма и весьма хорош - чтож приятный сюрприз! Теперь мне надо собраться и начать формальное тестирование, что бы посмотреть какова она на самом деле эта древняя вольфрамовая сталь!


29 Ноября 2009 Протестировал терминатора:
Чтож результат нельзя сказать что бы был какой то особенно выдающийся, не самый лучший и не самый худший. Н зато ножей из это стали почти нет.


дата создания: 13 Сентября 2008
2008 (C) Nozh2002 All rights reserved

No comments:

Post a Comment