Sunday, November 24, 2013

Kanetsune - Matagi Hunter

В том же сетевом магазине, который как оказалось просто перезаказывает ножи у дистрибьютеров, но при этом имеет богатый выбор и иногда цены дешевле чем в других сетевых магазинах обнаружил ножи Kanetsune которые до этого видел только в каталоге A.G.Russela, где они стоят заметно дороже, но зато про них есть хоть какая то информация - в частности интересная технология изготовления она рукояти обмотана корой вишни (сакуры?) которую специально для этого размягчают, затем она застывает образуя прочное и краcивое покрытие. Таким же способом сделаны и ножны - деревянные с кожанным креплением к поясу. Ну и кроме того это естественно трехслойка с Аогами в центральном слое (по словам discount cuttlery, по словам A.G.Russel это Широгами). 





Выдержка из дневника:


2 Марта 2005
Получил очередной бесплатный месячный каталог от A.G.Russel - там интересный охотничий японский нож (из Широгами, которой у меня теперь целая куча!) с рукоятью сделанной по интересной технологии. Кора вишни распаривается до очень мягкого состояния, после чего обматывается вокруг хвостовика! Получается плотная рукоять из коры, но не наборная как из бересты, а обмотанная.



При личном знакомстве я обнаружил, что нож сделан довольно кустарно, похоже вручную, но поточно, а не так как авторские. Так же как Хелле, то есть местами заметны небольшие косяки и небрежности. Гарда не схдиться на лезвия, а кольцем надета не рукоять. Переход от гарды к рукояти ступенькой. Но самое неприятно, это явная имитация кованности на лезвии - рисунок на сторонах лезвия похоже прокатный. Впрочем я попробую это выяснить, возможно это не имитация, но какая то технологическая необходимость - хочется верить что это все же не имитация ручной ковки. 


Я сразу вспомнил что видел такие ножи в Японии более менее повсеместно, но поскольку эта имитация меня возмущала в принципя, я окрестил их "настоящими самурайскими для туристов" и внимания не обращал. Правда я Кукихайде мне именно их рекомендовали как аогами-широгами, и цены как я помню были гораздо выше. Вот эти ножи на фотографии витрины Кукихайде.



Впрочем, здесь рукояти, гарда и ножны похожи, но лезвия явно Суминогаши (многослойка с Аогами или Широгами в центре - для хорошего реза и "Дамаске" на сторонах - для красоты). Видимо такие рукояти, ножны и гарды традиционны. Заметно, что на этих ножах дерево рукояти тоже выходит к лезвию - гарда сделана кольцом. В Японии я был как раз когда на книфе только только завершилось показательное тестирование дамаска извесного российского мэтра, когда нож не резал, перезакалиался, опять не резал, еще раз перезакаливался, РК крошилась под пальцами, все это под аккомпонемент оправданий, сетований, обвинений и т.д., - жалкое зрелище (которое, кстати, через полгода опять повторилось). Под впечатлением того фиаско, я любые дамаски серьезно уже не воспринимал как и сейчас не воспринимаю. Потому заметив разводы на клинке, дальше уже на него внимания не обращал, сейчас понимаю что зря, у японцев по центру то есть на РК всегда ставиться хорошая высокоуглеродная сталь и к дамасскам российским они никакого отношения не имеют.

А вот здесь фотография из ножевого отдела Tokyu Hands, лезвия как раз такие - с имитацией ковки и пр. Цены как видите порядка $170 и $150, впрочем с гардой и рукоятью по американски.:



Но рукоять из коры вишни просто замечательна - гладкая, блестящая красивая. Кора не намотана на хвостовик многими слоями, как я почему то полагал, а просто один раз вокруг деревянной рукояти, если хорошо присмотреться можно углядеть где края сходятся, но шва никакого не чувствуется. Так же и ножны деревянные и покрыты сверху корой вишни. В России некоторые охотники делают то же самое, но с кожей поверх деревянных ножен. Рукоять и ножны мне понравились.





Крепление ножен сделано чрезвычайно просто и элегантно, на ремешках с застежками, что придает им некий портупейный шарм, что то военное причем времен Первой или Второй Мировой. Что бы ремешки цеплялись сделан выступ накладка, собственно как еще? Но мне это было совсем не очевидно и я до сего момента не мог понять как это сделать. Сам нож пристегивается кнопкой, впрочем в ножнах немного болтается, гремит.




Клинок хоть и написано что Аогами, на самом деле трехслойка, что хорошо видно на обухе. Думаю что в центре именно Аогами. На ручную ковку не похоже - отметины какие-то треугольные, возможно имитация, но хочется верить что есть в этом какой то другой смысл. Для Японии стандартно использовать обычное железо на обкладках и высококачественную высокоуглеродистую сталь Широгами по центру, в данном случае заявлено что это Аогами, то есть Широгами с добавкой вольфрама. Думая что у меня то же самое на черных Хигоноками, но я их пока не пробовал. Соответственно имеется хамон, но обухе виден средний слой, толщиной чуть больше миллиметра.
 
Длина 4 27/32" 123 мм.
Ширина 29/32" 23мм
Толщина 11/64" 4.5 мм


Японцы верны себе - во всем стремяться к совершенству и потому лезвие на этом ноже очевидно предусмотрено для поля, для охоты. Вопреки распространяемым легенам о том, что японские ножи ну просто все имеют односторонние спуск (именно поскольку типа японцы в ножах в ножах стремяться к совершенству) в данном случае спуски линзообразный и прямо переходят в линзообразную РК. То же самое что делает Майк Стюарт (Bark River) на своих традиционных американских охотничьих ножах. Обух скошен совсем немного и на скосе сделан угол, настолько большой что назвать его фальшлезвием язык не поворачивается. Скос прямой и почти на поллезвия. Угол у острия небольшой, нож острый, подъем к острию достаточно пологий. 



Лезвие агрессивное, хищьное, узкое, толстое - опасное. Зводская заточка волос не брила, но и спуски и РК практически идеальные и думаю на алмазных брусках его перетачивать не придеться, пройдусь алмазными порошками на коже. Никакого рикассо и чоила, никакого тупья, хотя РК не вплотную подходит к рукояти, скос там миллиметровый. На лезвии угадывается клеймо - три иероглифа, но совершенно неразличимы, покажу японцу на работе, может быть он разбереться. Все прекрасно, но эти сувенирные "следы ковки" раздражают, ну в конце концев, сошлифую их сам, если совсем невмоготу будет.



Рукоять как я понял традиционная, видимо, это японский охотничий нож. Рукоять сильно расширяется к пяте и обрезана плоско, в этом смысле походит на рукояти РусОружия. Это расширение "цепляется", за руку, не дает ножу выпасть. Центр тяжести находиться ровно на переходе от гарды к рукояти. Нож, в этом смысле весьма комфортный, хорошо контролируемый. Играя ножем, поймал себя на том что в основном удерживаю его за широкую пяту, положив мизиниец на срез. Хоть это и не крюк как на моем 77-ом ноже, но принцип контроля такой же.



Гарда треугольная, но у рукояти широкая и потому никакого дискомфорта не чувствуется. Сделана достаточно широким кольцем с выступом отбойника, похоже литая, насажана как обоймица, но торец деревянной рукояти выходит к лезвию. Что смотриться не очень красиво. Кора вишни хорошо отполирована, думаю покрыта каким то лаком, на ощупь прохладная, приятная. Ни у просто красивая, впрочем это и так видно на фотографиях.


Здесь я для сравнения сфотографировал традициолнный японский охотничий нож Матаги (как я предполагаю) с другими традиционными ножами.


С традиционным русским ножем - РосОружие Эдельвейс.


С традиционным американским ножем в стиле техно - Бассе Модель Т


С традиционным американским охотничьим ножем - Бак Авангард

По здравом размышлении я решил все же, что нож весьма неплох, несмотря на этот сувенирный прокат - канкретна настоящие следы ручной ковки. Геометрия лезвия, рукоять, гарда, все в порядке, все на месте. Плюс традиционность - кора вишини, трехслойка с Аогами, деревянные ножны. Все это перевешивает некоторую первоначальную досаду из-за японской вариации хохломы - небойсь называется тоже как нибудь типа - "Треугольниковая Сталь" (впрочем хамон там не из лака для ногтей).

Вот Матаги Охотник в солнечном свете:



Заточил нож до бреющей остроты алмазными порошками - испыта на нем новые точилки из массакарского эбони. Режущая кромка как и предполагалось, оказалась идеальной, ее только надо было подточить малость. Алмазные бруски не понадобилсь, однако угол оказался чуть больше того что я обычно сам делаю. Вобщем со сталью все в порядке.


На солнце поснимал с близкого расстояния с гипертрофированной перспективой:





На последнем снимки видна трехслойность лезвия. Кроме того есть клеймо, правда рассмотреть можно только то что там три иероглифа и больше ничего.




На этом снимке очень хорошо видно что рукоять не намотанная на хвостовик кора - как написано у A.G.Rassel, а деревяха сверху обмотанная корой скорее всего в один слой, для красоты.

дата создания 23 Ноября 2005
2005 (C) Nozh2002 All rights reserved

No comments:

Post a Comment