Wednesday, August 31, 2011

Example of test information provided to customers

Пример того как надо предоставлять информацию о продукте клиентам - без прекрас просто и четко:
Сразу все ясно и понятно например что разницы между HP и FMJ в точности нет, а вот SP несколько менее точный - ну и так далее. Было бы идеально иметь аналогичную 
табличку по сталям на сайтах производителей ножей - но нет! Это типа закрытая информация почему то... Почему? Полагаю что если бы CATRA тесты были бы опубликованы в 2003 году а не в 2010 - никогда бы CPM S30V не стала бы "золотым стандартом"...

Great example of information about products provided for customers from manufacturer - everything simple, easy and clear:

Right away I can see that there is no difference in accuracy between HP and FMJ, but SP bit less accurate - and so on. It will be ideal to have same table for steels from knife manufacturers - but no! This is somehow confidential information... Why? I guess with such table with CATRA test published in 2003 not 2010 - CPM S30V will never make it's way to became "golden standard"...

Tuesday, August 30, 2011

Поносив с неделю Сейко Сумо и убедившись что на при носке они идут весьма прилично +4 секунды в день, решил то же самое проделать с Прилипалой Бенаруса. Они то же в виндере показывают нестабильность и я решил поносить их и проверить насколько точны они при задуманном режиме эксплуатации...

After wearing Seiko Sumo for over a week when it works just fine having like 4 seconds fast a day, I decided to try the same with Benarus Remora. In the winder it was not very stable too. So I like to give it a try and see if it will be better when it is used the way it suppose to...


Пока часы идут с первого дня по +2 секунды в день - все три дня пока ношу. Без прыжков начального периода как у Сумо. Вообщем думаю что и для Мийоты и для Сейко большое значение имеет температура. Когда они согреты постоянно до 36.6 С тогда идут точно. В виндере же температура варьируется от дневной калифорнийской жары до ночной прохлады. Но если их носить - и те и другие показывают весьма приличную точность. Еще раз - часы надо судить только поносив как следует!

So far Remora shows from first day +2 sec a day for three days I am wearing it. Without first jump, like it was for Sumo. So I think that for Miyota and for Seiko critical role plays temperature. When they are warmed by body heat to 97.9 F - they both show excellent performance. In winder temperature vary from noon californian heat to night coolness. But if wear them - both are good performers. Once again - to judge watch you have to wear it for a while!
Light set Up for knife photography

Раз уж я написал про недорогой вариант фотографирования ножей - напишу и про свою обычную расстановку света с ведомыми вспышками и пр. Эти фотографии то же из моего старого блога - сделаны 28 Июня 2006 года. С тех времен я использую эту расстановку с небольшими вариациями - для ножей, для часов. я попробовал световой бокс, но но понял что он не нужен - все что он дает - отражение белых стенок в клинке, но я могу для этого использовать белый экран и располагая его под разными углами или по разному освещая могу добиваться лучшего проявления геометрии клинка чем в световом боксе. вот кароче моя стандартная расстановка света с двумя ведомыми вспышками и белым пенопластовым экраном.

Once I wrote about set up on low budget, let me add to that my usual light set up with slave flashes and foam screen. Those picture are also from my old blog made 28 June 2006. I am using this set up all the time for knives and for watches - I also tried light box, but found it inefficient - only what light box gave - reflection of it white walls in the blade, but I can set up white screen for same reason and playing with different angles and different exposure to light of this screen manage better blade appearance - like grind and geometry. So here is my basic set up with 2 slave flashes and foam screen.

Белый экран - ключевой элемент - он отражается в клинке и делает его вилдимым и красивым, показывая прекрасно все дедетали обработки, надписи и пр. Кроме того от экрана отражается свет головной вспышки расположенной на фотоаппарате, заливая сцену ровным фоновым светом.

Foam screen is most important part of the set up - it reflects in the blade and make it white showing all details, marks, labels etc... Also it reflect light from master flush mounted on the camera, producing soft, so called fill light.


Первая ведомая вспышка с права направлена на рукояти - она подсвечивает рукояти образуя на них световое пятно. Наклонена где то на 45 градусов и приподнята над столом - поставлена на деревянные подставки что бы хорошо освещатиь и верх и бок рукоятей.

First slave flush on the right - focused on knives handle producing so called accent light, making kind of light spot on the handles. It is angled about 45 degree to highlight handle side as well as handle top, it lifted bit from table surface using wooden blocks.


Вторая вспышка с лева направлена на клинки. Клинки невозможно осветить - как невозможно осветить зеркало, свет просто отражается от него. Клинки можно показать подставив освещенный экран в них отражаться. Эта вспышка нужна что бы образовывать световое пятно на поверхности стола, иначе все внимание утянет на себя световое пятно рукоятей.

Second slave flush on the left - focused on blades.  Blades will not be affected - it is like highlighting mirror, light just bounce out of it, only way to light blades - make white screen be reflected in them. So reason for this accent flush just to make light spot on the background, otherwise blade area will be too dark and all attention will be pulled to handles.


В результате клинки видны весьма неплохо, все картинка залита мягким светов и рукояти прекрастно видимы и с верху и с боку. Световые пятна делают картинку менее протокольной. Можно было бв сделать побольше световое пятно у клинков и поменьше у рукоятей, можно было бы уменьшить фоновый свет - но и так уже это вполне презентабельная фотография.

This is result - you may see that blades are well visible because, entire picture well lighted by soft fill light and handles completely visible - tops and sides. Light spots near the handle and near the blade make this picture less police report like. May be I may do less light on handle, and bit more on blades, reduce a bit fill light..., but this is already good picture.


Другой пример такой же установки (Январь 2007)
Another example of same set up (Jan 2007):

Черное покрытие TiAlN то же зеркальнои и его нужно выявлять с помощью отражения белого экрана. И с меньшей подсветкой экрана получилось отобразить вогнутые спуски клинков весьма неплохо.

Even blades are coated with TiAlN - they are bit mirrorish and need screen to be reflected in them. And with less light on screen - it expose hollow grind on the blade quite nicely.


Манипулируя экраном/экранами можно добиться интересных эффектов в подсветке клинков - я чуть шею не свернул фоторгафируя одной рукой и другой манипулируя в воздухе экраном, когда делал снимки этого красавца от РосОружия. Но оно того стоило:

Positioning screen/screens one or other way it is possible to do interesting light effects on blades - I almost injure myself making picture with one hand and manipulating screen with other when I was making picture of this beauty from RosArms. But it worse it:



Оборудование -
Equipment - 
  • Canon Digital EOS (any modern model supports remote flashes), 
  • Master Flush Canon Speedlight 580EX
  • Slave Flush Canon Speedlight 420EX
  • Slave Flush Canon Speedlight 420EX
  • Foam Screen
В качестве фона я сначала использовал рельефную бумагу их художественного магазина, брезкнт, свитера, джинсы, но теперь остановился на хорошей коже с крупным рисунком.

For background I used thick paper from art supplies shop, jeans, sweaters but finally stop on good thick leather with bigh grain pattern.

Monday, August 29, 2011

Simple light set up for knife photography

Старая запись в блоге о том как фотографировать ножи с минимальным бюджетом...
Я фотографирую ножи используя ведомые вспышки которые расставляю слева и справа, но это требует определенных инвестиций в аппаратуру которая позволяет все это делать. Но хорошие фотографии так же можно сделать имея в своем распоряжении солнце, мусорный пакет или белый пенопластовый стенд для школьников - все за копейки.

Old blog entry on how to make good knife pictures on a low budget...
I am making pictures using two save flushes, which I position on the left and on the right of the knife, but this require some investment in good camera and flushes which can communicate each other remotely. But good pictures can be done with just good Sun, trash bag or dfoam screen for school presentations - all cost almost nothing. 

22 Февраля 2007
22 Feb 2007

Решил сделать снимки одного и того же ножа - как они получаются на солнечном свете при разных вариантах световых инсталляций.

I try to make pictures under Sun with different set ups and see how it turns out with same knife. 

Без фильтров и экранов - просто бросил нож на стол и сфотографировал:
No filter now screens - just throw knife on the table and make picture of it:
 

Очень резкие тени, лезвие сине-серое из-за отражения неба в стали - видно не очень хорошо (надписи и пр...).
Shadows are too sharp, blade is blueish-greyish because sky is reflecting in steel - not very visible (labels etc...) -  

То же самое но солнце сзади ножа:
Same with Sun behind knife:
 

Наверно самый худший вариант. К резким теням и невнятному клинку, большая часть рукояти не видна и черное пятно тени на переднем раздражает.
This is worst variant, in addition to sharp shadows and unvisible blade, biggest part of handle is not visible - like black hole in front of the knife.
 
С диффюзным фильтром сделанным из пластикого мусорного пакета, снято так что бы пакет отражался в лезвии. Просто накрыл нож фильтром как крышей и сфотографировал:
Now I use diffusive filter (white trash bad), and position it so it reflect in the blade. Which mean I just have this filter on top of the knife on some distance (feet or two) - it cover knife like a roof an make picture, easiest set up with filter. 


Гораздо лучше. Тени мягкие. Клинок виден превосходно.
Much better - shadows are soft and blade perfectly visible.
 
То же самое а-ля BladeForums:
Same, but with Sun behind the knife: 


То же ничего, но опять черное пятно спереди и большая часть рукояти скрыта.
Blade is OK, but same black hole hiding good part of the handle...
 
Теперь что бы продемонстрировать что важно что отражается в лезвии, то же вариант с рассеянным светом от пакета, но с небом отражающимся в клинке:
Now to show that key to success in knife photography is not diffused light but what is reflected in the blade, let me do same with diffusive filter (white trash bag) not being reflected in the blade, so here is sky reflecting in the blade again:
 

Сразу как то картинка ухудшилась.
So you see that picture is not as good as previous.
 
Ну и то же самое а-ля BladeForums:
Same with Sun behind the knife:


No comments.
 
Вот собственно фильтр:
This is my diffusive filter made out of white trash bag. If you want you may get "professional" one for half hundred bucks which is not actually not as good as this one - much darker. Most interesting part is that actual professionals uses one made of trash bag (where do you think I learns that - reading photo forums and books)...    



Теперь то же но с отражающим экраном, в клинке отражается экран:
Same can be done with screen which reflects light rather then filter it (foam sheet for school presentations). Here screen not only reflect light on knife to soften shadow, but as well used to make blade white by reflecting in it:
 

Здесь картинка более контрастная чем с фильтром - почти такая же как на первом снимке. Все же свет от солнца не рассеивается - просто на него накладывается свет отраженный о экрана, что подсвечивает тень немного. Но главное что белый экран отражается в клинке делая его хорошо видимым.

Picture here more contrast then with filter - almost like on the first sample. Sunlight not diffused - only reflected light from screen added on top of it, which make shadows bit softer.  But important is - white screen reflection in the blade which make it perfectly visible.

То же с небом отражающимся в клинке:
And just to see how reflection is important - I made pictures with sofe reflecting light, but without screen reflecting in the blade, but sky -


(there is wrong comment on the photo - screen is not reflecting in the blade)

Понятно что в первую очередь именно отражение в клинке делает картинку!
So I hope I make it very clear that most important in knife photography is what is reflected in the blade.
 
Вот собственно этот отражающий экран в том виде как я снял фотографию №8 - просто снимал с другой точки:
Here is that foam screen - same set up I used for photo №8, I just made that picture from different point:
 


Таким образом я бы рекомендовал инсталляцию с картинок №3 и №8 - то есть Солнце с той же стороны что и фотоаппарат, что бы не получалось черых дыр пожирающих рукояти и с фильтром или экраном отражающимся в клинке.

So finally I would recomment set ups for pictures №3 and №8 - sun is on the camera side (to avoid black holes eating handle) and filter or screen reflecting in the blade.
У Лона появился блог и он там выложил видео его экзамен на звание подмастерья Американской Ассоциации Кузнецов Оружейников - который он благополучно сдал! Поздравляю Лона с этим достижением в его кузнечной карьере.

Lon created his blog recently and post there video of his ABS journeyman test - which he pass! Congratulation to Lon on reaching this milestone!

Sunday, August 28, 2011

CPM S30V Era:

На knifeforums заметили что меня не было видно там уже годы спросили как дела... И я чего то задумался, а чего такого происходило в
последние годы в ножевом мире? И вспомнить то оказвактся особенно нечего! После того как пропихнули в замен CPM 440V эту позорню CPM S30V
в ножевом мире наступил застой как в Советском Союзе! Можно только вспомить появление на рынке ZDP-189 но это произошло где то в то же
время что и "операция CPM S30V". Далее шли жалкие попытки Crucible хоть что то выкатить что могло бы поднять резко упавшее качество
американских ножкй, но ничего путного у них не получалось - да и сводилось все задиранию содержимого ванадия к применении порошковой
технологии к уже существующим сталям или отказа от нержавеемости - CPM 154, CPM D2, CPM M4, CPM 110, CPM 35VN. Таким образом результат
всех этих лет - демонстрация полной нескособности Crucible делать конкурнтно способные стали. И основые производители стали искать новые
варианты уже сами появились на рынке - квропейские Elmax, M390 и самое главное CTS-XHP от Carpenter!  Появление в игре Carpenter с великолепной
сталью, которая вполне конкурирует с ZDP-189 продемонстрировало что проблемы с хорошей сталью в американской ножевой индустрии связаны
именно с неспособностью Crucible что либо приличное предложить, а не с проблемами Американской металлургии. А когда Carpenter выпустила свой
вариант стали с содержимым близким к CPM S30V - CTS BD30P которая немного отличаясь от CPM S30V обходит ее на порядое и попадает на тот же
уровень что и  ZDP-189 - стало ясно что Crucible сидит в глубокой луже, Carpenter небольшими изменениями в составе добился того что Crucible не
могла сделать годами!

On knifeforums did not see me for years and ask how is it going... This makes me somehow to start thinking in deed what was happening all those years in
the Knife World? But nothing was really happened on my opinion! Nothing excited or new. After they push this "golden standard" CPM S30V as a "replacement"
of CPM 440V. Knife World slip into depression, like Soviet Union. I only remember ZDP-189 appearance, but it was almost same time "Operation CPM S30V"
happened. Then it was line of steels which Crucible put on market in desperate attempt to offer at least some good performer, but all failed. They try to raise
vanadium, use Particle Metallurgy for good old steels even gave up stainless - CPM 154, CPM D2, CPM M4, CPM S110V, CPM S35N. So only countable result
of all this years is that Crucible can not do any good steel for knife industry and major brands starts looking around. So European Elmax and M390 emerged, but
most important American CTS-XHP from Carpenter which easy compete with ZDP-189. When Carpenter joins the play it became clear that that problem of premium
steel in American Knife Industry is not because something wrong with American Metallurgy, but rather Crucible problem, and when Carpenter release their variant of
steel close in composition to CPM S30V - CTS BD30P, which being bit different in composition do much much better in performance being in same class as
ZDP-189, it became clear Crucible is in deep troubles - Carpenter did little trick to make what Crucible can not do for years, with little additions to composition!

Я надеюсь что время сталей средней производительности прошло и теперь ножевые фирмы Америки будут производить хорошие ножи а не только
хорошие пресс релизы и маркетинговые кампании... Сколько лет уже потеряно...

Hope that era of average performing steels ending now and knife companies will produce excellent knives, not just excellent press releases and marketing
campains... But so many years are lost already...

All this of course is my personal opinion.


С другой стороны я лично во первых разработал метод статичтической оценки остроты. С его помощью научился точить до строгания волоса и с помощью
него выработал тест незатупляемости с манильской веревкой, коим протестировал множество сталей. Так что наверно в моем ножевом мире что то хорошее 
за эти годы все же произошло.


From other hand me personally develop statistic method for testing sharpness. With it's help learn how to sharpen knife to whittle hair and also developed methid of
edge retention testing with manila rope, tested quite some number of knives this way. So I guess in my Knife World there few good things happened.

Как же я забыл о появлении алмазных камней монокристаллита от DMT! И особенно D8XX - это ведь действительно было важным событием, большим шагом
вперед.

How did I forgot about new DMT monocrystallite diamond stones! Especially D8XX - that was a major event, huge step ahead.

Saturday, August 27, 2011

DMT Macro:

Почему то я раньше не догадался сфотографировать с макро собственно камни - вот сейчас сделал, камень + результат:
For some reason I did not made macro pictures of stones before - here they are, stone + resulting edge:

Extra Extra Coarse - D8XX 140 micron 140 MESH:



По моим прикидкам получается что средний размер алмаза тут не 140 микрон а где то 200 микрон. Бороздки или "длина волны" или вариации изломанности РК получаются где то раз в пять-десять меньше алмаза. Если предположить что такая же тенденция и у мелких алмазов (Extra Fine) то на РК от 9 микром мы где то в районе микрона получаем.

I did some measurement against scale in Photoshop - looks like average diamond size not 140 microns but 200 microns. Grooves or wavelength or edge zigzag variation looks about 5-10 times less. If we assume that same rule is for smaller diamonds - we will have from 9 microns diamonds (Extra Fine) about micron variation on edge.

Coarse - D11C 45 microns 325 MESH:



Extra Fine - D11E 9 microns 1200 MESH



Friday, August 26, 2011

Отполировал почти в зеркало одну стороны Первопроходца Шкурного ножа, однако хамон исчез совсем - просто зеркальная поверхность. Надо почитать про полировку как там это все у японцев делается - я то просто хромоксидной пастой все полирнул на круге. Возможно там надо более мягкий абразив брать и в ручную делать что бы более твердые участки проявились. Или может быть надо просто подождать и оно проявиться само позднее? Посмотрим...

Polished one side of the Frontier Skinner to mirror, but hamon disappear - just plane mirror surface. I should read more about Japanese polishing  - I use Cr2O3 paste using wheel. Probably softer abrasive needed and may be by hands only to expose harder parts. Or may be I just need to wait and it will appear by itself later? Will see...



На этой фотографии хорошо виден хамон на Нессмуке и зеркальная полировка на Шкурном ноже. Но на зеркальной полировке хамон не проявляется...

On this photo Nessmuk hamon is quite clear as well as well seen mirror polish on Skinner. But there is not hamon appearance on mirror polished blade...


Пополировал еще раз, но только в ручную - поверхность стала еще зеркальнее, но хамон не проявляется.

Polish one more time by hands only - surface became bit more mirrorish, but hamom did not appear again.

Почитал про полировку на http://www.ksky.ne.jp/~sumie99 - вроде ничего особенного в традиционном метода, полируют водными камнями последовательно от грубых к нежным. Фокус как я понимаю в том что камни натуральные и какой там абразив точно не известно - видимо такой что на самой грани твердости хамона и соответственно его хорошо проявляет, затрагивая только мягкую сталь. Есть еще куча специальных методов преукрашивания клинка с выборочной полировкой и пр. - но это мастер с японского сайта не одобряет, это как косметика и скрывает истинный облик клинка. Особенно мастер предупреждает против протравливания кислотой (как советует великий российский мастер) - это делает невозможным определять качество по внешнему виду, более того кислота проникает в глубь клинка и он ржавеет изнутри... Ужас!


Read about polishing http://www.ksky.ne.jp/~sumie99 - nothing special with traditional method, they use water stones from coarse to finest. Key is - they use natural stones selected by generations and so hardness of abrasive may on the very edge between hamon hardness and so it affects only softer steel making hamon appear. There are as well many modern cosmetic methods to make blade looks better, but it hide true state of the blade. Acid etching is very bad - it ruin surface so it can not be read and penetrate deep in blade body making it corrode from inside.


Кароче мне надо попробовать водяные камни с клинком Лона - есть небольшая вероятность что получиться, если мои камни близки по составу к тем что надо...
... Поробовал 4000 японским камнем - не получилось. Все же видимо надо совершенно определенные камни использовать. Чтож хватит с меня полировки.

So I guess I have to tray waterstones with Lon's blade - there is small chance that it will work, if somehow my waterstone close to what is needed...
...I tried Japanese 4000 water stone - no luck. I guess it should be that particular brand mentioned in that article. Well, I am done with polishing for a while.

Отвечая на комментарий VVS:
Хамон по определению и есть результат зонной закалки проявляемый полировкой японскими камнями. К сожалению в России стараниями некоторых авторов все перевернуто с ног на голову. Почитайте сайт по ссылке - там все хорошо написано, да и я переводил что то уже. Полировка пастой Cr2O3 показала что эта паста тверже стали как бы она закалена не была и потому полирует ее в зеркало не зависимо от степени закалки, так же как она полирует стекло. Все что показала моя полировка это что нужны родные японские камни для проявления хамона. То что клинок не протравлен видно невооруженным глазом - хамон почти незаметен, Sniper Blade LPC был протравлени и на нем хамон выглядит совсем по другому чем на клинках Лона. 

In replay to VVS comment.
 Hamon by definition is result of differential heat treatment exposed by polishing with special water stones. Unfortunately by certain authors in Russian this was turned upside down. Please, read that Japanese site I referring  - some part I already translated. My polishing only expose the fact that Cr2O3 is harder then any steel and polish it to mirror polish as well as it polish glass. Only conclusion is that I need special Japanese Natural Waterstones  to expose hamone. Those blades were not etched - it is pretty clear, Sniper Blade Works LPS was etched and those ones does not looks any close then on Lon' blades.


Лон ответил что не протравливает клинки  - так что мои ножи не отравлены кислотой. Поверхность обрабатывает сначала 400 и потом Scotch-Brite. То есть оксидом алюминия которых мягче оксида хрома и карбида кремния которыми я пользовался.

Lon answered that he does not etch his blades - good, my blades are not poisoned with acid. He uses 400 and then Scotch-Brite belts. So it is most likely aluminum oxide which is bit softer then chromium oxide and Silicon Carbide I was using. 

Thursday, August 25, 2011

Lon Humphrey Frontier Nessmuk



Вчера пришел Нессмук из серии Первопроходцы уже напрямую от Лона - один из тех ножей чьи фотографии я выкладывал. Теперь он у меня - я его заточил до строгания волоса и сфотографировал.


Yesterday I got Nessmuk from Frontier line this time directly from Lon - this is one of the knives from photo Lon sent me earlier. Now I have it - I sharpen it to whittle hair and make few pictures.


Нож весьма поход на мой первый, но немного шире ближе к кончику и с более выпуклым брюшком, обух более поднятый - это классический Нессмук. На этой фотографии хорошо видна толщина обуха, кроме того видно как сужается хвостовик - признак кованного ножа. 

This knife looks bit similar to another one, but bit wider near the tip, has bigger belly and spine going up bit more - this is clearly classic Nessmuk. On this picture good thickness of the spine is very visible, also it is clear that tang less thick then spine - good sign of forged knife.


Здесь оба моих Первопроходца:
Here both of my Frontier knives:


Скиннер немного длиннее Нессмука. Кстати у Несмука на этой фотографии удалось поймать хамон, у скинера он такой же но вот немного он повернут по другому и потому не видно.

Skinner is bit longer then Nessmuk. Here on Nessmuk hamon line get visible, it is really hard to catch, Skinner has same but turn a bit different and it did not appear.


Порезал нессмуком бумагу - 200 слоев компьютерной перфорированной бумаги для быстрой печати (повышенной прочности). Режет легко и просто. Оказалось что такая выпуклость брюшка весьма удобна - на тонком клинке можно концентрировать значительное усилие. Тому способствует в немалой степени удобная рукоять и гарда - не страшно работать в полную силу. При этом для успешного реза в такой ситуации критична хорошая стойкость РК, нагрузка на нее достаточно большая. Зато бумага режется на ура - время на это уходит гораздо меньше, поскольку одним движением отрезается раза в два три больше чем обычно и, короме того, делаю это быстрее поскольку это безопаснее.

Попробовал побрить руку тем местом клинка которым резал бумагу - бреет!

Cut some paper this morning with nessmuk - 200 sheets of computer perforated paper for rapid printing (much more durable then regular papaer). Cuts it pretty easy and fast. Turns out that good curve on belly is quite efficient - on thin edge is is possible to concentrate pretty good pressure. Good grip on comfortable handle and safe guard contributes in this too - I can use full force without worry that my palm somehow get injured. Of course excellent edge retention is crucial for this way of use, edge has a significant load on it. But it cuts paper like crazy! I spent much less time , with one cut I have two-three time more sheets getting cut then with other knives and I also can do it faster beacause it is safer.

Just out of curiosity try to shave my arm with part of the edge used for cutting paper - it shaves! 

Нессмук это псевдоним известного американского путешественника-натуралиста прошлого века - Джордж ДаблВи Сирс. В возрасте 59 лет он что бы поправить подорванное туберкулезом здоровье отправлся в поход на каное. Путешествовать по дикой природе на каное ему понравилось и он написал об этом в журнал "Леса и ручьи". Благодаря этим публикациям он стал известен и популярен. В его честь названа гора в северной пенсильвании и этот нож который он описал в своей книге. Меня удивил тот  факт что он для рубки предпочитал использовать небольшой топорик а ножом только резал. Это как то не вяжется с современной американской традицией иметь огромных размеров ужоснахи - лагерные с помощью которых можно построить лагерь для римского легиона - с частоколом и насыпью и рвом... Оказывается это традиция, никак с походами в лес не связанная - Нессмук в своей книге говорит ровно то что я считал русской традицией.

Nessmuk is nickname of famous outdoorsman who went to wildness to improve his health and became American icon for his publication on outdoorsman matters. Mountain in northern Pennsylvania was named after him and he desing this type of knife also named after him. I was surprized to read about his cutting tool preference - to chop you need chopper, knife you need to cut. So he carry on his trips folder, hatched and this very "Nessmuk". Why do I surprized? I thought that this is old American tradition to have big camp knife capable of building camp like for Roman legion with palisade, tranch and dump... Turns out that this tradition has nothing to do with outdoorsmanship - famous outdoorsman has same point of view I have (which I thought Russian outdoorsman tradition).

Wednesday, August 24, 2011

Сейко Сумо я проносил больше недели с 14 Августа по 22 Августа - шли стабильно +4 секунды после нескольких дней пока пружина не стабилизироваласью Первый день они отстали -15 секунд, потом стабилизировались на +4. После 22 я их положил на стол и они после этого прошли 47 часов. Таким образом это где то их рабочий заряд при носке на руке - совсем не плохо (полный заряд - 55 часов), думаю что за неделю пружина успела прийти в стабильное состояние. Вывод из этого такой - надо автоматические механические часы судить по тому как они идут при носке на руке и носить не меньше недели.

Seiko Sumo I wear over week from 14 Aug to 22 Aug - accuracy was +4 sec a day, after spring got to stable state in few days. First day it was -15 and later they stabilize on +4.  After 22 Aug I toke it off and they stop only afte 47 hours. So this would be it's working charge in the wrist - not bad (full charge), I think in a week spring has enough time to got to the stable state, conclusion is that to judge automatic mechanical watch I should wear it at least for a week.


Почитав и поправив "Японскую Сталь" подумываю попробовать отполировать клинок Лона, посмотреть на его Хамон (СУГУХА - хамон прямой линии). Посмотреть на его НИЕ и НИОИ - зерно. Найти УЦУРИ - тень хамона.

Now after rereading and reediting "Japan Steel" article I am thinking of do some polishing on Lon's knife to see Lon's hamon (which is SUGUHA to my understanding - straight hamon). To see his NIE and NIOI - grains. To find if exist UTSURI - shadow of hamon etc...
Японская Сталь

Еще одна статья с моего старого сайта... Дискуссия на форуме гильдии о Японской стали превратилась в обычный базар - тот самый Мастер который порол чушь о слоях дамасска и узорах булата, собственно в этой статье прямо указвыается на то что все развговоры о слоях полная ерунда и рисунок или количество слоев и прочее никак на качество клонка не влиют, указывается что пакет современных промышленных сталей - современная стльная фанера вообще никакого отношения не имеет к японской традиции и пр...

Так вот тот самый Мастер теперь объявился мастером Японской стали... Способности к мимикрии у некоторых зверушек черезвычайно высокие. Кароче, я выкладываю свой старый перевод здесь. Что бы можно было в этом разобраться спокойно и без воплей: "- А вот каму Япона сталь от великого мастера", адресовано только тем кто хочет разобраться и не подставляет уши под очередно щедрое развешивание лапши...


This is another article from my old website - translation of beautiful site where all Japanese sword tradition explained by Japanese sword expert in English:
http://www.ksky.ne.jp/~sumie99/steel.html
I am not sure if I should retranslate it back to English from Russian - please visit this site yourself - highly recommended! It makes pretty clear why and how layered pattern appear on Japanese steel and what real meaning of that and what is really important for performance and quality.


13 Июля 2008

Прочел интересную страничку японского мастера (или по крайней мере специалиста по мечам) о стали, о дамасском узоре хамоне и прочем. Собственно ничего нового, о том говорилось много и тригода назад (что вызывало истерики кустарей с электротигелями), но тут то же говорится собственно японскими мастерами по Английски.
http://www.ksky.ne.jp/~sumie99/steel.html
Добавлю что попытки разобраться с потребительскими качествами современных имитацияй древних клинков, продолжают вызывать у кустаря возомнившего себя Мастером истерики, что и было продемонстрированно на Ганзе в очередной раз совсем недавно.

Сталь

Сталь лежит в основе качества клинка. Для клинка очень важна структура стали. Японские клинки имеют слоистый рисунок который получается из-за сварки сложенной стали. Этот рисунок представляет интерес и является одной их характеристик клинка (ХАДА - по японски).
 




Однако, этот рисунок не определяет качество стали. Прекрасный рисунок вовсе не означает высокое качество клинка. Это побочный эффект сварки слев. Сварка слоев делается не для получения этого рисунка. Рисунок получается как побочный результат очистки стали. Это очень важно понимать и обычно за пределами Японии многие это не понимают (Nozh2002 - ну естественно! Такие силы задействованны, что бы платили за дешовые имитации как за настоящие клинки, тут прибыль фантастическая и бабки крутяться солидные).

Качественная сталь, имеет чистый цвет и состоит из мельчайшего зерна. Это это является результатом качественного материала и качественной закалки. Такая сталь так же должна иметь хороший хамон. Опять же важен не рисунок хамона (Nozh2002 - который умельцы российские рисуют используя термомастику из Хозтоваров - и рисуют типа гору Фидзияма этой мастикой - как признак японскости их имитаций), важно что бы хамон был светлый, образованный мельчайшим зерном (Ние/Ниои - по японски). 

Именно это ценилось самураями в древности. Для самурая от высокого качества оружия зависила его жизнь. При таком стимуле - не захочешь, а научишься отличать качественный клинок от дешевой подделки.
 
Важно - Основной смысл сварки клинка из слоев (то что сейчас называют дамасском) - улучшение стали. Исходный материал для Японских клинков очень чист химически - сплав вообще не содержит нежелательных добавок, но он примитивен и содержит шлаки и пузырьки. И то и другое получается по технологии низкотемпературного восстановления - традиционном Японском методе плавки стали (см далее). Получается не цельный слиток стали с растворенными в стали добавками а смесь очень чистой стали с вкраплениями всякой гадости, которая не растворяется в стали из-за невысокой температуры. Кузнец выдавливает шлаки и пузырьки из стали с помощью проковки слоев. В результате получается брусок - цельная заготовка чистейшей стали мельчайшего зерна без шлаков и пузырьков, пригодная для изготовления клинков.

А в результате образуются слои в стали - как побочный эффект технологии. Однако это слои не разных сортов стали а одного и того же куска, и видимы границы слоев только потому что поверхность слоя при проковке теряет углерод и потому немного отличается по цвету от центральной части слоя после хорошей полировки. Ни о какой протравке азотной кислотой речи не идет.
  
Слоистый рисунок становиться одним из признаков определения традиций, которым кузнец следует и даже его личности. В наши же дни на слоистый рисунок начинают обращать внимание и воспринимать его как форму искусства (Nozh2002 - типа кручено рубленный мозаичный дамасск....). Однако каким бы ни был слоистый узор - не он никак определяет высокое качество стали.
 
Иногда на клинке имеются открытык слои. Эти непровары конечно портят внешний вид клинка, однако вовсе не всегда означают плохое качество самого клинка. Так же как и отсутствие открытых слоев никак не гарантирует высокое качество.
 
Хорошо заметный и привлекательный рисунок слоев конечно улучшает вид и я не имею ничего против этого, если конечно при этом сохраняется высокое качество стали.
 
Например клинки мастера Норишиге школы Сошу славятся своим крупным рисунком слоев. Большинство его клинков - уникальные произведения кузнечного искусства. Слоистый рисунок Норишиге легко повторяется современными кузнецами (Nozh2002 - типа воспроизводят секреты древности), но рисунок сам по себе не делает клинок уникальным. Этот рисунок просто имитация стиля Норишиге, как газетная карикатура. Клинки Норишиге считаются уникальными из-за качества стали, которое определяется ее микроструктурой, видимой на фоне крупного видимого слоистого рисунка.
 
Распознавание зернистости стали (Джиние - по японски) гораздо важнее чем разпознавание слоистого узора и гораздо интереснее. Другими словами надо очень внимательно смотреть на глубину цвета, яркость стали и движение зерна на поверхности - вот это критерии качества в закаленной стали.
 
Качественный японский клинок должен быть белый или небесно голубой в зоне хамона, должен иметь яркую линию хамона и чистый, глубокий цвет между хамоном и его "тенью" (туманная светлая полоса отделяющая хамон от остальной части клинка, Уцури - по японски). Я имею в виду не цвет получаемый в результате разных методов полировок, но истинный цвет, который может быть виден в отраженном свете...

Фронтальный взгляд на сталь  

Взгляд в отраженном свете (та же часть клинка, что и на предыдущей фотографии)


 

Эти две фотографии - один и тот же участок клинка, разница только в освещении: 
 



Глубокий цвет стали
 


Исходный материал

Традиционные японские мечи делаются из чистой углеродной стали изготовляемой методом низкотемпературной деоксидизации (восстановления из оксидов). Сталь в основном Тамахогане с добавлениями Орошигане.

Тамахагане

Тамахагане делается с помощью метода - ТАТАРА из железного песка намываемого в горных реках и большого количества древесного угля без поддува. Это довольно примитивный метод тем не менее сталь получается очень чистой без примесей. Температура метода ТАТАРА низкая и восстановленное железо не переходит полностью в жидкую фазу. В результате другие сопутствующие элементы железного песка со сталью не сплавляются, сталь - как сплав получается без химических примесей, примеси удаляются вместе с шлаком в том числе и при складывании с проковкой.
 
Новоиспеченная чушка тамахагане из ТАТАРА печи очень большая - размером с теленка и состоит из сталей разного качества. Она разбивается на множестко кусков,  которые и получаюю кузнецы для изготовления клинков. С точки зрения стали как сплава тамахагане очень чистая, без примесей, но в куске этой чистой стали имеются остатки шлака и пустоты. 

Куски тамахагане не одинакового качества. Кузнец оценивает качество по поверхности разлома

На этой фотографии левый осколок высокого качества - плотный, с высоким содержанием углерода. Он будет использоваться на режущей кромки - такая сталь будет весьма острой, но хрупкой. Правый осколок более низкого качества. Рыхлый и с меньшим содержанием углерода. Он более подходит для обуха или тела клинка - такая сталь будет более вязкая и гибкая (подробнее о татара методе).



 


Оришигане

Орошигане - сталь которую кузнец делает сам. При этом он получает ровно ту сталь какую хочет. Материалом для Орошигане может быть любое железо - чистое железо,пористое железо, електролитическое железо и старый металлолом который когда то был произведен методом Татара. Любое железо. Используя свою собственную печь и большое кличество древесного угля, кузнец может изготовить свою собственную углеродную сталь, так что Орошигане это персональная тамахогане кузнеца. 

Далее эти стали очищаются - улучшаются методом складывания проковки. 

Складывание и проковка

Тамахагане с точки зрения состава самого металла очень чистая сталь (примеси не растворяются при низкотемпературной плавке, а остаются в шлаках). Сталь - это сплав железа и углерода, в этом смысле тамахогане "простая" сталь поскольку не имеет никаких других добавок. Однако сам слиток тамахогане после выплавки имеет в себе включения шлаков и пустот - пузырьков. Кроме того содержание углерода в слитке не равномерное - в разные части слитка содержание варьируется. Это все как и чистота состава есть результат низкотемпературной плавки - Татара.

Таким образом сделать клинок из "сырого" куска тамахагане невозможно. Кузнец далее с помошью складывания и проковки улучшает сталь, делает из куска тамахагане заготовку, слиток для дальнейшего изготовления из него клинка.

В кузнечном горне при нагреве шлаки расплавляются и при проковке выдавливаются из заготовки так же как и пузырики. Кузнец многократно повторяет нагрев, складывание и проковку еще и еще. Многократное нагревание и проковка обеспечивает полное выдавливание шлака из заготовки, кроме того многократное расслаивание выравнивает содержание углерода распределяет его равномрно по всей заготовке. С другой стороны углерод при нагреве выгорает и кузнец должен за этим аккуратно следить - бездумное складывание и проковка приводят к тому что сталь делается слишком мягкой.

В результате складывания и кузнечной сварки изначального куска тамахагане удаляются шлаки, пузырьки и равномерно распределяет содержание углерода в стальной заготовке.

Если брать современные стали - они легированные в соответствии со своим предназначением, содержат примеси разных металлов и иных элементов строго в соответствии с требуемым составом, распределенным равномерно и поставляются в форме проката требуемой формы. Конечно в них нет ни шлаков, ни пузырьков. Можно выбрать наиболее подходящую стали и сразу же выковать из нее клинок или другой инструмент. Если современную сталь складывать и проковывать, это никак не повлияет на содержимое других металлов. Единственно что можно добиться - понизить содержание углерода. Я боюсь что в результате нарушится баланс компонентов сплава и непонятно как это повлияет на свойства. Кроме того меж слоев может попасть окалина.

В результате складывание и проковка современных сталей может ухудшить исходное качество стали, а не то что не улучшить.

С точки зрения рабочего инструмента современные стали гораздо лучше тамахагане для изготовления клинка. Можно выбрать разные стали для каждой части клинка и сконструировать клинок из них.

Традиция японских мечей противоположена современной технологии. Современная технология подбирает сложный состав сплава лучший для поставленной задачи, мастера японских мечей, наоборот делают клинки из самой простой по составу стали.


Хамон Рисунок Хамона = рисунок закалки

Хамон это граница участка клинка закаленного до высокой твердости и участка закаленного относительно мягко.  От виден как белая линия на должным образом отполированном клинке.  Участок высокой твердости делается особой термообработкой, разогревом и быстрой закалкой. И линия границы есть побочный эффект этой обработки (ЯКИ-ИРЕ)
 
Рисунок классифицируется на два основных типа: ровный хамон СУГУХА и неровный хамон МИДАРЕБА. Эти два типа в свою очередь классифицирубтся в разного рода подтипы например: чоджи, ганоме  и пр...
 
Хамон это наиболее видимое свойство японского меча. Смотреть на него весьма интересно. Хамон имеет большое значение для определения свойств клинка. Его рисунок всегда привлекателен в глазах новичков. Однако наличие рисунка не означает автоматичеески высокое качество. Традиционный рисунок хамона не означает что это качественный хамон. Это просто вопрос вкуса. Яркость и деликатность хамона и не только линии хамона, но и участка хамона, гораздо более важны как критерии качества. Хороший хамон состоит из мелких и ярких зерен (НИЕ и НИОИ).
 
Не путайте настоящий хамон с белой имитированным современными методами полировки рисунком. Для рассматривания настоящего хамона необходимо хорошее освещение.
 
Для начинающих

Пожалуйста, сделайте так что бы свет отражался в режущей поверхности клинка. Не надо подносить клинок близко к глазам. Расслабьте руки и держите клинок на дистанции от глаз. Когда вы найдете правельный угол между светом и поверхностью клинка, настоящий хамон станет хорошо виден как белая линия. Это очень важно уметь отличать поддельный хамон.
 


Обычно мы используем лампу. Нормального размера белая лампа отлично подходит для этих целей.
 


Эта фотография демонстрирует как распологать свет и клинок, но она слишком пересвечена в результате автоматического замера экспозиции.

Другой вариант расстановки света



Можно использовать и солнечный свет
 


Пожалуйста, хорошенько попрактикуйтесь в поисках правельного освещения что бы ясно и отчетливо видеть хамон





Световой рисунок на хамоне Чоджи:



Световой рисунок на хамоне Ганоме:

 
Зерно хамона, НИЕ и НИОИ.

Участок хамона, зона высокой твердости клинка состоит из массы кристалов стали (Nozh2002 - зерен?). Линия хамона состоит из маленьких зерен закаленной до высокой твердости стали. Зерна эти классифицируются по размеру - основные размеры НИЕ и НИОИ.
 
НИОИ мельчайшие зерна глазом не различимые и видимые как узкая белая линия.
Видимое зерно НИЕ. Оно различимо и заметно варьируется в размерах. НИЕ в сыою очередь классифицируется трямя размерами:
 
1. КОНИЕ - мелкое НИЕ, зерно наименьшего размера.
2. НИЕ - крупное НИЕ.
3. АРАНИЕ - грубое НИЕ.

Таким образом вместе с НИОИ различаются четыре размера зерна хамона. Они в комбинации и образуют хамон. С определенной степень приближжения можно сказать что размер зерна отражает температуру при закалке. Зерно стали растет при нагреве. 

Линия закалки из НИОИ означает температуру закалки ниже чем в случае если линия закалки состоит из НИЕ. Линия хамона из НИОИ говорит о острой режущей кромке, а линия хамона из НИЕ говорит о вязкой - крепкой режущей кромке. Это довольно примитивная оценка, реальные клинки гораздо сложнее. Но видеть яркость зерна очень важно для оценки клинков.
 
НИОИ

Хамон состоящий только из НИЕ очень редок. В большинстве случаев НИОИ хамон содержит какую то долб КОНИЕ.


 


КОНИЕ




 
НИЕ



 НИЕ в плотной массе НИОИ


 
АРАНИЕ


С металлургической точки зрения хамон - масса закаленных клисталлов стали, структура называемая мартенситом. Зерна хамона НИЕ/НИОИ можно назвать дискретным мартенситом. 


УЦУРИ - тень хамона

Уцури один из побочных эффектов термообработки. Хороший уцури - доказательство нежной стали.
 
Если смотреть на хамон держа клинок против хорошего света, становиться видимой туманная белая тень над хамоном очень интересного вида. Существует огромное количество разных рисунков уцури. Но рисунок не так важен и не он демонстрирует качество, но зерно и цвет - вот что важно. Хорошо закаленная сталь имеет плотную зернистость и глубокий цвет на участке между хамоном и уцури (Джиние)
Примеры рисунка уцури


Клинок из нежной стали имеет несколько участков - разных фаз от процесса закалки. Собственно самый очевидный участок - зона хамона, закаленная до высокой твердости режущая часть клинка. Далее следует крепкая и плотная линия хамона - граница между хамоном и основным телом клинка. Далее вслед за крепким участком следут мягкий участок на теле клинка, который так же оказывается немного затронут процессом закалки - тень хамона. Каждый участок белого цвета, поскольку образуется из смеси кристаллов - зерна стали...
 
Уцури это проявление одновременно хорошей нежной стали и хорошей закалки. Хорошо закаленный хамон всегда имеет тень. Нежная сталь делает границу четкой и хорошо различимой, на грубой стали такой граници нет, хотя иногда получается просто хамон.
 
Наблюдать комбинацию хамона с тенью - захватывающий процесс!


hamon - хамон
shadow - тень
mild - мягкий участок
tough - крепкий участок
hard - твердый участок
 
Начало уцуги на коинка тачи
 

Уцуги на клинке Хира-зукури
 


Рисунок уцури здесь неровный, повторяющий рисунок хамона чоджи. Рисунки хамона и уцури, просто фантастические, но главное здесь не это а ясный цвет участка между хамоном и уцури, означающий нежную сталь и хорошую закалку.

До 17 века большинство клинков обладали хоть каким то уцури, но после 17 века многие клинки имеют аутентичный хамон, но хорошее уцури стало редкостью.

Терминология уцури
(Существует множество терминов описывающих уцури, я привожу наиболее часто употребляемые)

Мидаре-уцури - уцри неровного рисунка. Такое уцури можно часто увидеть на клинках школы Усафуне


Джифу-уцури - это мидаре-уцури с ясно различимой формой. Обычно присуще клинкам Хеян раннего периода Камакура и школе Юни-руй. Контур этой уцури не связан с слоистым рисунком - не перепутайте с Намазу-хада.
 

Кадже-чоджи - то же мидаре-уцури, того же рисунка что и чоджи на чоджи хамоне.


   
Бо-уцури - прямая уцури как узкий ремень


 
 Суджи-уцури - уцури у хамона сугуха. Иногда выглядит как параллельная двойная или тройная линии. Опять же это не рисунок слоев, а эффект закалки, с слоистым рисунком никак не связан.

  
Дан-уцури - комбинация суджи-уцури и мидаре-уцури. Школа Аое знаменита таким уцури.

 

Ние-уцури - частицы уцури немного больше чем у обычных уцури. Выглядят как облака. Присущи школе РАИ


 

Шираке-уцури - похоже на тонкое облако. Довольно сложно определить форму. Обычна на клинках периода Мромачи.


 


Цукаре-уцури - некоторые книги говорят что такое уцури появляется на уставших клинках. Я не знаю возможно ли такое. Вероятно за нее принимают сердцевину клинка из мягкой стали?
 
Мизукаге - короткое уцури у рукояти. Обычно начинается под углом в 45 градусов. Характерна для клинков до 17 века
 




Некоторые книги утверждают что мизукаге результат повторной закалки. Но это не правда. Это информация вводит в заблуждение новичков. Мизукаге означает лишь начало воздействия закалки на клинок. Это очень характерно для клинков оригинальной длины (Nozh2002 - видимо есть клинки сделанные из обломков). Не надо путать начало воздействия термообработки с началом хамона. Хамон иногда контролируется глиняной обмазкой.
 
У большинство клинков до 17 века начало хамона совпадало с мизукаге - с началом воздействия закалки, другими словами хвостовик не закаливался не затрагивался закалкой (отсюда и мизукаге у самого хвостовика). Но после 17 века стало обычной практикой делать хамон с омощью обмазки глиной. Начало хамона соответственно определяется началом обмазки, так что миукаге следует искать на хвостовике, куда передвинулась закалка. Если отполировать как следует хвостовик возможно будет видна мизукаге. 
 
Для начинающих

На хорошем клинке отчетливо видны несколько участков-фаз образующихся в процессе закалки. На чувствительной стали, образование уцури не сводиться к одному примитивному рисунку. Иногда на одном клинке можно наблюдать уцури разных типов. Например одновременно и мизукаги и мидаре-уцури или джифу-уцуре и более крупную мидаре-уцури и тому подобное. Что бы увидеть уцури надо рассматривать клнок и выставлять свет так же как для рассматривания хамона. При этом меняя угол отражения света можно увидеть разные проявления. 

Пожалуйста, хорошенько попрактикуйтесь в поисках правельного освещения что бы ясно и отчетливо видеть и оценить уцури.

ЯКИ-ИРЕ - закалка Японской Стали

Яки-ире - термообработка для повшения твердости режущей части клинка. Закалка в данном случае подразумевает именно закалку клинка в горне кузнецом.
 
1. Закалка танто Осараку-зукури с хамоном Сака-чоджи.
 

Клинок полностью сформирован напильником (обратите внимание на его изогнутость) и промыт с пеплом, что бы избавиться полностью от жира.


Далее клинок обмазывается глиной (Nozh2002 - кстати никто не старается сделать глину волнистой, в виде Фудзиямы - что бы хамон был как у настоящего японского меча...). Когда глина высыхает - наступает время для ЯКИ-ИРЕ. Кузнец дожидается тихой ночи и когда время пришло - клинок раскаляется в горне и потом закаляется в воде. Участок вокруг режущей кромки набирает твердость и кроме того клинок слегка изгибается.
 
Через несколько дней, клинок формуется грубым камнем, так же формуется хвостовик.

 
Хабаки завершено и клинок отправляется полировальщику и изготовителю ножен.
Законченный клинок:

 
Хамон - коние, образующий узор сака-чоджи. Тень хамона - уцури так же присутствует


 

2. Закалка клинков с хамоном Коидаре/Чоджи
 
Два клинка тачи проготовлены для ЯКИ-ИРЕ

Обмазка глиной.

Первый клинок:
 


Второй клинок:
 


Клинки раскалили и закалили в воде.
Первый клинок сразу после закалки (клинок получил небольшой изгиб):



Второй клинок был отполирован сразу после закалки, пока клинок был еще теплым. Сделано это было что бы очистить от глины и проверить результат.


 
Результаты закалки

Первый клинок отполирован классическим стилем - сашикоми





Второй клинок был отполирован в современном стиле - хадори: